logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Артиллерия дальнего следования

К 1930-м годам СССР фактически не имел средств для защиты береговой линии. Военный флот был ещё слишком слаб, на его развитие требовалось время. Выход был найден в виде прикрытия побережья тяжёлыми орудиями на железнодорожном ходу, сыгравшими впоследствии важную роль во время Великой Отечественной войны.

Пушка-поезд

К концу 1920-х годов одним из вероятных сценариев агрессии зарубежных стран против СССР считалась высадка морских десантов. При малочисленных военно-морских силах РККА единственным средством борьбы с флотом противника оставались подвижные батареи крупного калибра. Они могли перемещаться вдоль побережья, оставаясь неуязвимыми для вражеской корабельной артиллерии.

В январе 1927 года инженер Ленинградского металлического завода Александр Дукельский предложил установить 14-дюймовую (356-мм) корабельную пушку со штатным станком на железнодорожном транспортёре. На военных складах хранилось 16 таких орудий, изготовленных британской фирмой «Виккерс» и Обуховским сталелитейным заводом для заложенных в 1912 году, но так и не достроенных линейных крейсеров типа «Измаил». Для своего времени пушка обладала прекрасными баллистическими качествами. При начальной скорости 731 м/с дальность стрельбы достигала 31 км. Бронебойный снаряд весом 748 кг снаряжался 20 кг тротила, фугасный такой же массы мог нести до 88 кг взрывчатки. Орудие могло сделать два выстрела за три минуты. Качающаяся часть орудия со стволом весила 121 тонну. Станок позволял устанавливать ствол под углом возвышения до 50° и допускал горизонтальную наводку в пределах 3°. Одним из недостатков системы была невысокая живучесть ствола – всего 150 выстрелов, что, впрочем, считалось типичным для корабельных орудий 1910-х годов.

Пушка со станком устанавливалась на клёпаной раме мостового типа, концы которой опирались на две промежуточные платформы. Под последние подкатывались трёх- и четырёхосные тележки. Всего осей было 18 при длине транспортёра 35,8 м. Конструкция получила наименование ТМ-1-14: транспортёр морской, первая модель, калибр орудия 14 дюймов. Осевая нагрузка достигала 23 тонн. С учётом плохого состояния пути и искусственных сооружений это были очень высокие значения.

В боевом положении пушка со станком поднималась домкратами на 2 м, а по бокам транспортёра выдвигались опоры. Поскольку угол горизонтальной наводки был невелик, стрельба велась со специальных путей, уложенных в виде кривых радиусом 500 м. Перемещая транспортёр с пушкой вдоль пути, можно было получить широкий сектор обстрела.

Железнодорожные орудия сводились в батареи, по три ствола в каждой. Для управления огнём служил батарейный пост в виде раздвижной вышки с оптическим дальномером, приборами наведения и средствами связи. Каждому орудию придавались два бронированных вагона-погреба для перевозки боеприпасов, вмещавшие 42 снаряда с зарядами, электрическая и компрессорная станции. Все они строились на базе 50-тонных четырёхосных крытых вагонов. Для тяги использовался паровоз серии Э.

В целом подвижная база батареи состояла из 30 товарных и 2 классных вагонов для перевозки личного состава, боеприпасов, горючего, маскировочного имущества и материалов для ремонта пути. Для связи и разведки имелись три автодрезины, в том числе одна бронедрезина с пулемётом. Батарея располагала аппаратурой для радиосвязи на расстояния до 100–150 км. Средства ПВО были представлены счетверёнными установками пулемётов «максим» образца 1931 года. По штату мирного времени в батарее числился 331 человек, в том числе 50 непосредственно обслуживавших орудия и погреба. Батарея со всей материальной частью могла перемещаться по сети железных дорог на большие расстояния. Конструкционная скорость транспортёра составляла 45 км/ч, маршрутная скорость состава – до 350 км/сут.


Теория и тактика

К 22 июня 1941 года СССР располагал 37 орудиями на железнодорожном ходу, сведёнными в 11 батарей. Все они входили в состав военно-морского флота. С началом боевых действий выяснилось, что самое слабое место таких орудий – малая мобильность. В немецкой армии была прекрасно поставлена контрбатарейная борьба. Для того чтобы засечь советские пушки и открыть ответный огонь, немцам требовалось не более получаса. А на перевод транспортёра из боевого положения в походное наставлениям отводилось до 25 минут. Поэтому в первые же месяцы войны от ведения методического огня пришлось перейти к коротким, но интенсивным огневым налётам. Сделав не более 15–20 выстрелов, транспортёры сворачивались и отходили в тыл. Дабы ввести противника в заблуждение, ближе к линии фронта оборудовались позиции, с которых вели огонь орудия меньших калибров на обычных железнодорожных платформах. Подобная тактика оказалась успешной. Орудия на железнодорожных установках защищали Ленинград, сыграв в том числе важную роль при снятии блокады города в январе 1944 года. Только за один день, 15 января, рельсовая артиллерия выпустила по врагу 6798 снарядов крупного и среднего калибра. Затем артиллеристы-железнодорожники воевали на Балтийском побережье, обстреливали Мемель, Лиепаю и Кёнигсберг. За годы войны ими было уничтожено 109 батарей и отдельных орудий, 84 танка, 335 автомашин, 12 дзотов и 4 железнодорожных моста. Батареи транспортёров ТМ разных моделей находились в войсках до начала 1960-х годов.

Владимир Глазков