logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Бесконечный процесс совершенствования

Восточно-Сибирская дорога тиражирует успешный опыт


В прошлом году Восточно-Сибирская дорога перевыполнила установленное задание по экономии затрат от реализации проектов бережливого производства. О лучших реализованных проектах, а также о вовлечении работников в программу реализации бережливого производства наш разговор.
Николай Скосырский, главный инженер Восточно-Сибирской дороги
– Николай Георгиевич, какой экономии удалось добиться в прошлом году в результате реализации проектов бережливого производства, каковы планы на этот год?
– В 2020 году установленное задание по экономии затрат от реализации проектов бережливого производства выполнено на 104%. При плане 118,5 млн руб. сэкономлено 123,6 млн руб.
Основная задача, стоящая перед дорогой и региональными дирекциями в этом году, – достижение целевого параметра экономии затрат. В этом году этот показатель составляет 122,3 млн руб.
Мы ставим задачу по разработке и реализации не менее трёх проектов в каждом структурном подразделении дороги. Начальником дороги утверждён на год план-график разработки проектов бережливого производства, по результатам реализации которого будет зарегистрирован 301 проект.

– Назовите наиболее интересные, с вашей точки зрения, проекты.
– Например, в Восточно-Сибирской дирекции тяги в текущем году реализован тиражируемый проект по увеличению плеч обслуживания бригадами пассажирского движения. Рабочей группой предложено организовать обслуживание участка Нижнеудинск – Иркутск-Пассажирский бригадами эксплуатационного депо Нижнеудинск без смены по станции Зима, а также обеспечить вождение пассажирских поездов с соответствующей подвязкой на станции оборота. По результатам реализации проекта разработан график работы локомотивных бригад с соответствующей подвязкой, организована обкатка локомотивных бригад пассажирского движения, внесены изменения в технологию обслуживания поездов на данном участке.
За счёт реализации проекта были сокращены затраты на подготовительно-заключительные операции по станции Зима в размере 3,16 часа на поезд, снижены затраты на оплату труда, а также достигнут годовой экономический эффект 1064 тыс. руб.
В хозяйстве автоматики и телемеханики внедрён тиражируемый проект «Ремонт дроссельных перемычек на базе дистанции». После реализации проекта достигнуто снижение расходов на закупку дроссельных перемычек за счёт их ремонта собственными силами, а также исключены непроизводительные потери, связанные с ожиданием поступления перемычек, на 200 часов. Годовой экономический эффект составил 566 тыс. руб.
Также заслуживает внимания проект путевой машинной станции № 183 «Оптимизация работ по разрядке температурных напряжений при помощи портативного нагревательного устройства». При сварке рельсовых плетей самоходной рельсосварочной путевой машиной ПРСМ очень часто погодные условия не позволяют производить сварку при оптимальной температуре закрепления или в допустимом интервале температур. Ранее после сварки рельсов приходилось делать разрядку температурных напряжений, расслаблять участок плети от 300 до 800 м, что требовало определённых трудозатрат, расходов на дополнительное топливо.
Для оптимизации рабочего процесса был изготовлен портативный аппарат для нагрева рельсов. Всё оборудование смонтировано на сварной раме, за основу которой взят путевой портальный кран ПК-1, исключающий замыкание рельсовой колеи.
Изменение технологии позволило исключить работы по раскреплению участка пути, предназначенного для разрядки, сократить трудозатраты на 91,3%, общее время на 108 минут, потребление топливных ресурсов на 98%, повысить эффективность процесса на 27%. Экономический эффект от внедрения проекта составил 987,4 тыс. руб. в год.

– Как проходит обучение сотрудников дороги бережливому производству?
– За пять лет обучение прошли более 600 сотрудников ВСЖД. В текущем году в планах обучить ещё 95 сотрудников.
Пандемия и её последствия масштабировали онлайн-образование. В текущей ситуации повышение квалификации сотрудников дороги осуществляется в Корпоративном университете РЖД и в Иркутском государственном университете путей сообщения в дистанционном режиме. По результатам прохождения курсов сотрудники получают знания концепции бережливого производства, основанной на процессе постоянного устранения потерь и ориентации на конечного потребителя. Также их учат выбирать технологии и инструменты бережливого производства для оптимизации производственных процессов.
Дополнительно в марте этого года на ВСЖД состоялся обучающий семинар по внедрению технологий бережливого производства. В семинаре приняли участие более 400 человек: главные инженеры и причастные специалисты региональных дирекций, центров и структурных подразделений. Проводился он посредством приложения Cisco Jabber.
Организацию обучения взял на себя проектный офис Восточно-Сибирской дороги, члены которого выступили с докладами, охватывающими основные направления бережливого производства. На семинаре рассказали о структуре управления программой проектов, видах и этапах оформления паспортов реализованных проектов. Также была озвучена информация о дополнительном премировании за реализацию проектов бережливого производства, формировании фонда поощрения, о его распределении. Докладчики рассказали о порядке оформления документов для дополнительного премирования за реализацию проектов бережливого производства. На семинаре обсудили вопросы, касающиеся дополнительного премирования, порядка расчёта экономического эффекта от реализации проектов бережливого производства, определения экономического эффекта от проекта на стадиях разработки и по итогам реализации, осуществления расчётов и подтверждения экономического эффекта.

– Расскажите подробнее о системе мотивации.
– Для вовлечения персонала в работу по совершенствованию производственных процессов создана действенная система мотивации коллективов. За 2020 год фонд поощрения сформировался от достигнутого в 2019 году экономического эффекта и составил 26 млн руб. Фонд был направлен на премирование 1015 работников, входящих в состав оперативных рабочих групп, а также 201 работника, входящего в состав 17 региональных проектных офисов и проектных офисов функциональных филиалов.
Таким образом, за успешную реализацию проектов бережливого производства премированы более 1200 работников. Средний размер премии на одного человека составил 18,3 тыс. руб.
Кроме того, в течение 2020 года формировался и выделялся дополнительный фонд поощрения в размере 14,4 млн руб., который был направлен на премирование 864 сотрудников, входящих в состав оперативных рабочих групп и реализовавших более 200 проектов бережливого производства.
В заключение хочу отметить, что закончить построение бережливого производства невозможно. Бережливое производство – это бесконечный процесс совершенствования.

Беседовал Игнат Вьюгин