logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Больше комфорта для популярных маршрутов

Первый вариант российского скоростного двухсистемного электропоезда «Ласточка» ЭС1П – из пяти вагонов – увидел свет в 2018 году и стал настоящим прорывом в «преодолении границ» на стыке магистралей с разным родом тока.

На его создание у конструкторов, технологов и рабочих завода «Уральские локомотивы» ушло всего шесть месяцев, а полигон использования за два года пополнился шестью новыми маршрутами, ранее недоступными для «Ласточек» постоянного тока. Популярность поезда на маршрутах свыше 200 км оказалась так велика, что поезда от Москвы до Санкт-Петербурга почти сразу стали соединять по два, создавая 10-вагонный состав.

Спрос пассажиров на скоростные перевозки рос, и в августе 2020 года РЖД поставили производителю задачу разработать 10-вагонную модификацию ЭС1П повышенной комфортности, более удобную для длительных путешествий. Спустя три месяца на заводе были заложены первые кузова новых вагонов.

Потребность во вместительной комфортабельной «Ласточке» велика. Разветвлённая сеть пассажирских маршрутов РЖД, в том числе региональных, требует новых скоростных поездов и нового уровня комфорта.

Двухсистемная технология сама по себе существенно расширяет возможности применения «Ласточек». Так, в 2019 году пятивагонная ЭС1П проходила пробные поездки на магистралях Сибири. Ей оказались по плечу расстояния от Омска до Новосибирска (627 км) и далее – до Барнаула (ещё 238 км) и Томска (307 км). Не останавливаясь, не требуя смены локомотива, ЭС1П прошла и по перегонам с постоянным напряжением 3 кВ контактной сети, и по участкам с переменным напряжением 25 кВ, преодолев итоговое расстояние в 1172 км по территории пяти регионов!

Удвоение числа вагонов в поезде также оказалось закономерным шагом: использование «Ласточки» повышает популярность межрегиональных маршрутов, и поезда из пяти вагонов не могут вместить всех желающих в часы пик. Использование сцепки из двух пятивагонных «Ласточек» на наиболее загруженных маршрутах показало востребованность 10-вагонной версии: состав был полон, но при этом две кабины управления ЭС1П, соединённые в середине состава, простаивали зря.

Кроме того, возможность увеличения составности была заложена в конструкцию двухсистемной «Ласточки» изначально и подтверждена на этапе сертификации. Интегрированная в состав поезда микропроцессорная система управления и диагностики отечественного производства эффективно работает в разных комбинациях состава, от 3 до 12 вагонов.

Изменения в конструкции и конфигурации поезда для межрегиональных перевозок, предложенные конструкторами «Уральских локомотивов», коснулись в первую очередь сфер тяги и управления: распределённые по составу моторные вагоны создавали необходимую силу тяги для движения поезда, легко интегрируясь в систему управления с помощью дополнительных элементов контроля моторных вагонов.

У пассажиров и поездной бригады появилась возможность сквозного перемещения между всеми вагонами состава (ранее переходы ограничивались пределами пяти смежных вагонов). Вместимость 10-вагонной двухсистемной «Ласточки» оказалась внушительной: 691 пассажир в классе «Турист», 36 пассажиров в бизнес-классе и два специализированных места для колясочников.

При разработке конструкторы учли, что пассажиры будут совершать поездки на большие расстояния, до 700 км, и времени в салоне будут проводить достаточно много – до семи часов. Поэтому изменили конструкцию интерьера и расширили его функционал по сравнению с обычной пятивагонной ЭС1П и «Ласточкой-Премиум» (ЭС2ГП), сделав путешествие более комфортным. Многие решения были подсказаны перевозчиком – АО «ФПК».

Так, на электропоезде модификации ЭС1П повышенной комфортности впервые применён новый тип сидений не только в бизнес-классе, но и в классе «Турист». При этом два ряда сидений развёрнуты в противоположном направлении, чтобы у пассажиров был выбор, как ехать: по направлению движения или против. В поезде установлена новая линейка кресел «Сенатор» с откидывающимися спинками, индивидуальными розетками и USB-портами, встроенными в подлокотник. Удобные кресла значительно повышают уровень комфорта во время путешествий на дальние расстояния.

Ранее в «Ласточках» ЭС2ГП бизнес-класс занимал только часть вагона и отделялся перегородкой. Сейчас он полностью занимает десятый вагон.

Изменилась и конфигурация санитарных модулей. С появлением моторных вагонов в середине состава на их площадке смонтированы новые сдвоенные санитарные модули. Таким образом, в 10-вагонном поезде установлены 11 кабинок, одна из которых предназначена для людей с ограниченными возможностями здоровья.

До конца года «Уральские локомотивы» планируют передать РЖД семь двухсистемных 10-вагонных поездов новой конфигурации в рамках действующего контракта на 1200 вагонов. В настоящий момент поезд прошёл ряд заводских испытаний и вышел на сертификационные. Экспертная комиссия проверяет многие параметры: свет прожектора, как долго держат тепло вагоны, как проходит посадка и высадка людей, в том числе пассажиров-колясочников.

Отгрузку первого поезда завод планирует уже в июле. Это значит, что в августе первые пассажиры смогут воспользоваться преимуществами 10-вагонной скоростной «Ласточки» ЭС1П, оценив новый поезд на привычном маршруте.

Кстати, 2 апреля двухсистемная «Ласточка» проехала в тестовом режиме по маршруту Москва – Минск. В случае запуска поездов на этом направлении «Ласточка» впервые выйдет на регулярный международный маршрут и преодолеет самое большое для её эксплуатации на постсоветском пространстве расстояние – 750 км.

В настоящее время самый протяжённый маршрут электропоезда, Петрозаводск – Псков, составляет 721 км. На втором месте Москва – Белгород (695,4 км), на третьем – Москва – Санкт-Петербург (649,7 км).

Владимир Андреев
Партнёрский материал


Справка
Двухсистемная «Ласточка», как и предыдущие модификации, может развивать скорость до 160 км/ч, работать в морском климате и при температуре от –40 до +40 градусов Цельсия. В поезде установлена система кондиционирования и обеззараживания воздуха, для пассажиров обеспечен высокий уровень комфорта, учтены потребности людей с ограниченными возможностями. В салоне оборудованы санитарные блоки, предусмотрена возможность организации горячего питания, использования WI-FI, подзарядки ПК и смартфонов.
В поездах обеспечен комфорт посадки и высадки на высокие и низкие платформы, в том числе для маломобильных граждан.