logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Большие манёвры

Реализация мультифункционального проекта принесла ощутимую экономию

Мультифункциональный проект бережливого производства Московской дирекции тяги и Московской дирекции управления движением «Снижение нерационального использования локомотивов серии ЧМЭ3 и 2М62 приписки Московской дирекции тяги, работающих в маневровом виде движения на железнодорожном участке Москва-Каланчёвская – Курский вокзал» стал одним из самых крупных по объёмам экономии. Его годовой экономический эффект составил 32 млн 931 тыс. руб. Экономия достигнута за счёт изменения технологии работы в маневровом движении.

Мультифункциональные проекты бережливого производства реализуются с участием двух и более структурных подразделений ОАО «РЖД», осуществляющих свою деятельность в границах одной и более железных дорог.

В данном случае усилия объединили Московская дирекция тяги и Московская дирекция управления движением, чтобы изменить технологию работы маневровых локомотивов на участке Москва-Каланчёвская – Курский вокзал. В связи с началом масштабных работ по строительству дополнительных железнодорожных путей на этом участке изменился график прибытия пассажирских поездов. Большая часть поездов этого направления делает остановку на новом вокзале Восточный.

Реконструкция центрального участка от Курского вокзала до станции Каланчёвская, расположенного в историческом центре Москвы на территории с плотной городской застройкой, началась в 2019 году, она рассчитана на четыре года. Здесь будут объединены второй и четвёртый Московские центральные диаметры: МЦД-2 Нахабино – Подольск и МЦД-4 Апрелевка – Железнодорожная. На участке использованы все самые современные технологии строительства железнодорожной инфраструктуры. Это 2 км бесстыкового пути, матовые подкладки, которые позволяют снизить шумовое и вибрационное воздействие на жилую застройку. Планируется строительство нового шумозащитного экрана, который позволит обеспечить комфортные условия для проживания в непосредственной близости от железной дороги.

Здесь реконструируется двухпутная железная дорога и строятся дополнительные пути для организации движения поездов МЦД-4 и увеличения объёмов движения на МЦД-2. Сначала железнодорожники построили один дополнительный путь, на который переключили движение всех поездов по этому участку. Существующие первый и второй главные пути закрыты на реконструкцию.

Новый четвёртый главный путь взял на себя всю нагрузку по пропуску поездов в реверсивном режиме. В этот период большинство пригородных поездов со стороны Нахабино следовали до станций Дмитровская, Рижская и до Рижского вокзала, а со стороны Подольска – до Курского вокзала. Для поездов рижского направления на станции Москва-Рижская была построена дополнительная временная деревянная платформа. Это позволило разгрузить участок Каланчёвская – Курский вокзал – Нижегородская (Карачарово) и приступить к следующему этапу реконструкции: демонтажу существующей инфраструктуры и строительству трёх новых железнодорожных путей.

Почти год поезда на перегоне Каланчёвская – Курский вокзал курсировали в обе стороны по четвёртому главному пути с увеличенным интервалом движения, по реверсивной схеме. Машинист всегда должен был пропускать встречный поезд. В итоге получалось, что интервал движения достигал 18 минут. В мае этого года реверсивное движение завершилось, в эксплуатацию был введён новый, третий главный путь – и интервал движения сократился до 6 минут.

В настоящее время продолжается строительство новой пассажирской инфраструктуры на Курском вокзале и станции Площадь Трёх Вокзалов, а также двух дополнительных железнодорожных путей для электропоездов МЦД-4 Апрелевка – Железнодорожная.

Железнодорожникам приходится работать на действующей магистрали, да ещё и в центре мегаполиса. Пришлось менять схемы движения у трёх вокзалов и строить терминал для четвёртого. Проводятся работы по возведению вестибюлей, а также новых платформ, оборудованных современным светодиодным освещением, навесом от осадков и новой навигацией. На Комсомольской площади предстоит установить ещё три арки путепровода. Завершить реконструкцию участка планируется в 2023 году.

МЦД-4 свяжет Курский, Ярославский, Казанский, Ленинградский, Савёловский, Рижский и Белорусский вокзалы. Там будет 44 пересадки на метро, Московское центральное кольцо, а также наземный транспорт. С точки зрения строительства это самая сложная линия диаметров. Современные комфортные поезда МЦД-4 здесь будут ходить с пятиминутным интервалом. По предварительным расчётам, только для поездок внутри столицы линией будет пользоваться около 30 млн человек в год.

С открытием вокзала Восточный сюда начала приходить большая часть поездов, которые ранее прибывали на Курский вокзал. Ежедневно на Восточный прибывают и отправляются 56 поездов дальнего следования, из них 20 – скоростные «Стрижи» и «Ласточки» в Нижний Новгород и Иваново, остальные – транзитные поезда из Санкт-Петербурга и Мурманска, следующие через Москву в Адлер, Анапу, Белгород, Волгоград, Махачкалу, Ейск, Кисловодск, Новороссийск, Челябинск и другие города.

Поскольку схема движения на участке Москва-Каланчёвская – Курский вокзал изменилась, железнодорожники решили пересмотреть технологию использования маневровых локомотивов. Была создана рабочая группа по проекту бережливого производства. В неё вошли главный инженер эксплуатационного локомотивного депо Лихоборы-Окружные (руководитель оперативной рабочей группы) Евгений Тукайло, начальник технического отдела эксплуатационного локомотивного депо Лихоборы-Окружные Андрей Гудков, начальник отдела экономики Московской дирекции тяги Марсель Абдунасыров, ведущий инженер Московской дирекции тяги Владимир Григунов, заместитель начальника отдела по контролю ремонта локомотивов Московской дирекции тяги Фёдор Савинец, заместитель начальника отдела Московской дирекции тяги Сергей Кондрашин и ведущий инженер Московской дирекции тяги Егор Козел.

В ходе заседания рабочей группы были проведены расчёты. Железнодорожники нашли возможность изменить организацию выдачи маневровых локомотивов для обслуживания и развоза пассажирских вагонов на вокзалах Московского узла, снизить эксплуатационные затраты Московской дирекции тяги.

Изначально эксплуатационным локомотивным депо Лихоборы-Окружные ежесуточно выделялись тепловозы для выполнения работ по обслуживанию пассажирских поездов на железнодорожных станциях. Так, три локомотива серии ЧМЭ3 подавали на Курский железнодорожный вокзал и станцию

Москва-Каланчёвская для проведения маневровой работы. Один тепловоз ДМ62 отправляли на станцию Москва-Курская для проведения маневровой работы и ещё один, 2М62У, – в ОПМС № 68 (опытная путевая машинная станция) для выполнения хозяйственных работ.

Для выполнения работ применялась специальная технология. Пассажирские поезда прибывали на станцию Москва-Курская. В силу её большой загруженности там же производилась маневровая работа выделенными тепловозами по передислокации пассажирских вагонов на станцию Каланчёвская для экипировки, технического осмотра и обслуживания.

После изменения движения пассажирских поездов по направлениям Москва – Белгород, Москва – Курск, Москва – Нижний-Новгород через Восточный вокзал пункт явки локомотивных бригад перенесли на станцию Черкизово. Изменили и наряд-заказ на выделение тепловозов для выполнения работ, организовав следующую технологию. После прибытия пассажирских поездов на станцию Черкизово и высадки пассажиров поезд без отцепки электровоза серии ЭП2К от состава и смены локомотивной бригады передислоцировали на станцию Кусково (расстояние от станции Черкизово до станции Кусково – 10 км) для экипировки. Тем самым получили небольшой пробег до места сервисного обслуживания.

После применения этой технологии произошло высвобождение трёх тепловозов серии ЧМЭ3 приписки эксплуатационного локомотивного депо Лихоборы-Окружные и исключение их из инвентарного парка Московской дирекции тяги.

Тепловоз серии 2М62У был заменён на тепловоз серии ДМ62 в ОПМС № 68, а тепловоз серии ДМ62 – на ЧМЭ3 как более экономичный локомотив. В связи с сокращением количества поездов на Курском вокзале стало возможным использовать локомотивы пассажирских поездов для маневровых работ с целью передислокации на станцию Каланчёвская для экипировки.

Годовой экономический эффект от реализации мультифункционального проекта бережливого производства Московской дирекции тяги и Московской дирекции управления движением «Снижение нерационального использования локомотивов серии ЧМЭ3 и 2М62 приписки Московской дирекции тяги, работающих в маневровом виде движения на железнодорожном участке Москва-Каланчёвская – Курский вокзал, за счёт изменения технологии работы» составил 32 млн 931 тыс. руб.

Надежда Кожухова