logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Депо начиналось с паровозов

В июле эксплуатационному локомотивному депо Саратов-Пассажирское Приволжской дирекции тяги исполняется 150 лет. Оно было создано при постройке Тамбово-Саратовской железной дороги в 1871 году.

Первоначально веерное здание депо было деревянным и вскоре после возведения сгорело. Затем депо отстроили заново, но уже из кирпича. Вплотную к нему располагались паровозоремонтные мастерские Рязанско-Уральской дороги (ныне Саратовский завод энергетического машиностроения). В октябре 1871 года саратовское паровозное депо и железнодорожные мастерские были официально приняты в эксплуатацию. 

Первыми паровозами в депо были трёхосные машины системы Борзиг, однако очень скоро возникла потребность в более мощной технике. В декабре 1871 года пришла телеграмма из Риги: «…заказанные в Англии для Тамбово-Саратовской железной дороги 10 четырёхосных паровозов системы Ферли в настоящее время доставлены в Ригу и в скором времени будут доставлены в Саратов. Инженер, старший советник Бердяга». 

В конце XIX века на дорогу начали поступать паровозы серии О, а в первое десятилетие XX века – серий Э, У и М. 

С момента создания депо долгое время обслуживало тяговое плечо Саратов – Аткарск, а также обеспечивало перевозки по линиям Рязанско-Уральской железной дороги, находящимся в пределах города Саратова. Открытие заволжских линий работы прибавило не сильно: вагоны доставлялись лишь до паромной переправы через Волгу. Наращивание объёмов перевозок по направлению Энгельс – Красный Кут стало возможным только после введения в строй железнодорожного моста через Волгу на южной окраине Саратова в 1935 году. 

К тому времени паровозный парк пополнился более совершенными машинами. Это были модернизированные паровозы серии Э, курьерские серии Мр, а также тяжёлые СО. Паровозы депо Саратов стали водить пассажирские поезда до станций Ртищево, Ершов и Красный Кут. 

В годы Великой Отечественной войны паровозное депо Саратов участвовало в перевозках воинских грузов по новой линии от станции Сенная до станции Карамыш. Задача была непростой: на линии несколько затяжных подъёмов, в том числе на перегонах Багаевка – Буркин и Сухой Карабулак – Елховка, где и сегодня из-за сложного профиля пути используются подталкивающие локомотивы. 

В 1959 депо получило первый тепловоз ТЭ3-375 – это стало началом перехода на тепловозную тягу. Следующей новинкой для саратовских локомотивщиков стал тепловоз серии ТЭП10, предназначенный для пассажирских перевозок. А 15 мая 1961 года паровозное депо Саратов было официально переименовано в локомотивное. 

В связи с электрификацией в 1968 году Саратовского узла для пассажирских перевозок в пригородном сообщении в депо поступили электросекции СР3. 

Депо всегда славилось кадровым составом. Так, в 1926 году на предприятии слесарем-котельщиком начинал трудовой путь Герой Социалистического Труда, почётный железнодорожник Вячеслав Егоров. В разные годы он занимал должности заместителя народного комиссара путей сообщения СССР, начальника Ленинской, Западной, Томской, Свердловской железных дорог. 

Сегодня в коллективе эксплуатационного локомотивного депо Саратов-Пассажирское трудятся более 700 человек, из них свыше 30 – представители династий железнодорожников. 
«Мы бережно храним наши традиции. Полная самоотдача и преданность делу позволяют нам стабильно занимать лидирующие позиции среди эксплуатационных локомотивных депо и успешно справляться со всеми производственными показателями. Юбилей, который мы отмечаем, – это не просто круглая дата. История депо – это частичка истории нашей страны. Сегодня мы должны двигаться дальше, постоянно совершенствовать производственные процессы и развиваться», – говорит начальник эксплуатационного локомотивного депо Саратов-Пассажирское Приволжской дирекции тяги Андрей Скрыпнюк. 

Алексей Белых 
Саратов