logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Элемент номер один

В конце минувшей недели на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко, первый заместитель генерального директора – директор Блока по развитию и международному бизнесу госкорпорации «Росатом» Кирилл Комаров и генеральный директор АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) Кирилл Липа подписали протокол об организации на Сахалине движения поездов на водородных топливных элементах.

В Сахалинской области планируется строительство водородного кластера, занимающегося развитием производства, потребления и экспорта водорода в виде аммиачно-водородной смеси, требующей значительно менее жёстких условий хранения и перевозки, чем чистый сжиженный водород. Он также включает в себя водородный завод, водородный парк, осуществляющий развитие водородных поездов и водородных автомобилей, центр компетенций по работе с водородом. Сахалин выбран для реализации первых крупных водородных проектов в силу ряда преимуществ: наличия природного газа для производства «синего» водорода (получаемого путём паровой конверсии метана при условии улавливания и хранения углерода, очищенного от СО2) и необходимой электроэнергии, выгодного географического положения, позволяющего отправлять содержащий водород аммиак морским путём в страны АТР, высокого потенциала развития ветроэнергетики для производства «зелёного» водорода из воды. 
«Поезда на водороде – это уже не фантастика, а наше ближайшее будущее. Благодаря им удастся свести к нулю вредные выбросы в атмосферу. Конечно, нам предстоит ещё большой путь по отработке технологических и экономических моментов, но мы совершенно точно найдём комфортное для всех решение. Опыт показывает, что востребованные инновационные технологии предлагают приемлемые варианты реализации в достаточно короткие сроки», – заявил Олег Белозёров. 

В 2019 году РЖД, ТМХ, «Росатом» и правительство региона подписали соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по этому проекту. Согласно этому документу РЖД отвечают за содействие в разработке и производстве поездов и их составных частей, предоставление инфраструктуры для проведения испытаний и подконтрольной эксплуатации. «Росатом» отвечает за производство и поставку водородного топлива, организацию и эксплуатацию систем заправочной инфраструктуры, администрация Сахалинской области – за обеспечение условий для реализации проекта, ТМХ – за изготовление подвижного состава. По сути, подписание протокола стало началом реализации внесённых в соглашение мер. 

В апреле РБК сообщал, что ТМХ намерен к 2024 году поставить на Сахалин 7 поездов на водородной тяге – 5 двухвагонных и 2 трёхвагонных. Предполагается, что они будут курсировать по участку Поронайск – Корсаков и Арсентьевка – Холмск. Эксплуатационную и финансовую модель водородного поезда на базе РА3 проработал ВНИИЖТ. 

Игнат Вьюгин