logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Их поезда привезли нам победу

На АО «Трансмаш» помнят и чтят подвиги ветеранов войны и труда

На проходной завода АО «Трансмаш» в Энгельсе (входит в АО «Трансмашхолдинг») сотрудников уже многие годы встречает мемориальная табличка: «В годы Великой Отечественной войны военное депо, паровозоремонтные мастерские осуществляли ремонт железнодорожных составов, прибывших с фронта». Она каждый день напоминает всем работникам завода и гостям, что предприятие, несмотря на то что находилось в тылу, также внесло свой весомый вклад в Великую Победу 1945 года.
Военная продукция предприятия – вагоны, прошедшие тысячи километров стальных дорог
Старейшее предприятие города Энгельса, которое было основано в 1883 году как Покровские паровозоремонтные мастерские Рязано-Уральской железной дороги, всегда занималось ремонтом и производством железнодорожной техники. И сегодня оно уже как АО «Трансмаш» по-прежнему производит фитинговые и многофункциональные платформы, путевую и снегоуборочную технику и запасные части.

Перед войной паровозоремонтные мастерские ремонтировали паровозы, рессоры, колёсные пары, изготавливали запасные части конденсационного оборудования паровозов.

В тот день 22 июня 1941 года у кинотеатра «Родина» состоялся городской митинг, на котором говорили о том, что жители города приложат все силы на защиту Отечества и будут работать не покладая рук. На этом митинге были и рабочие паровозоремонтных мастерских.

В архивных материалах нет точных сведений о том, сколько рабочих Покровских паровозоремонтных мастерских ушли сразу на фронт. Известно только, что в первых рядах были коммунисты. В мастерских остались лишь те кадровые работники, без которых невозможен был ремонт железнодорожных составов. К станкам на смену отцам и братьям встали женщины и дети, которым ещё предстояло научиться мастерству.

Но времени учиться не было, приходилось всё осваивать уже на рабочем месте. В стране шла беспримерная в истории операция по эвакуации населения и промышленности западных областей на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию, которую впоследствии маршал Георгий Жуков назовёт равной величайшим битвам Второй мировой войны. И эта эвакуация требовала огромного количества исправных паровозов и вагонов.

Вся работа строилась под девизом «Всё для фронта! Всё для Победы!». Уже 29 июня энгельсские железнодорожники провели ударный воскресник по сбору металлолома: было отремонтировано 13 вагонов, сменили 1370 шпал на протяжении 22 километров. Статистика бесстрастно зафиксировала такой факт: если до войны в месяц ремонтировали в мастерских 5–6 вагонов, то во время войны – 12 и более. Трудились в две-три смены при скудном питании. Бывало, валились с ног от усталости и голода, но работали.

В книге директора архива города Энгельса Елизаветы Моисеевны Ериной «Под Покровом Богородицы» так написано о «Трансмаше» того времени: «В годы войны коллективы вагонного депо и паровозоремонтных мастерских постоянно перевыполняли производственные задания по ремонту паровозов и вагонов, попавших под бомбёжки противника, особенно в период Сталинградской битвы. Раньше положенного срока они передавали железнодорожникам станции Покровск готовые составы, работая без выходных, днём и ночью».

Во время Сталинградской битвы был жёсткий приказ: обеспечить подвод к воюющему городу ежесуточно не менее 500 вагонов с техникой, войсками и боеприпасами. Но железнодорожники героическим трудом смогли подводить более 600.

Ситуация осложнялась тем, что новых вагонов, паровозов и запасных частей в стране практически не было: специализированные заводы были переориентированы на выпуск военной продукции. Подвижной состав поступал с тяжелейшими повреждениями от снарядов, бомб и осколков, его поднимали из откосов и отправляли в ремонт. Но рационализаторы предприятия освоили изготовление поковок, организовали чугунное и медное производство, то есть все виды ремонтных работ проводили самостоятельно, не прибегая к помощи смежников. В газете «Коммунист» за 7 ноября 1941 года был помещён снимок рационализатора Покровских железнодорожных мастерских М.Н. Студенского. За время войны рабочие депо подали и внедрили 65 рацпредложений. Было среди них даже такое – семья рабочего Кургаева вышла с инициативой по вечерам и в воскресенье заниматься уборкой цехов.

В январе 1943 года железнодорожники Покровского узла связи на Ленинском субботнике заработали более 15 тыс. руб. и передали их на строительство боевого самолёта «Энгельсский железнодорожник». Особо отличились на этом субботнике котельщики мастерских Куховаренко, Ибарулин и инструментальщик Бородин.

В этом же году коллективу механического цеха паровозоремонтного депо станции Покровск было присвоено звание «Фронтовой». Его девизом стало «Работать по-фронтовому, не покидая цеха, пока не будет выполнено задание».

Даже продовольствие работники завода выращивали себе сами. В годы войны мастерские имели за Анисовкой подсобное хозяйство в десять гектаров. Там сеяли, в основном, просо. Это было хорошее подспорье рабочим семьям. Лидия Павловна Шатурная, труженик тыла, ветеран труда АО «Трансмаш», рассказывала так о военном времени: «В железнодорожные мастерские меня устроил родной дядя, а работать направили в подсобное хозяйство на станцию Анисовка. Подростков привозили на станцию и оттуда шли пешком полтора километра до поля, где выращивали просо, ячмень, подсолнух. Бывало, что матерей юные работники не видели месяцами.

В бригаде работали пять мужчин, две женщины, а остальные – подростки и молодёжь. Трудились мы не по часам, а по солнышку: начинали с его восходом и заканчивали, когда оно скрывалось за горизонтом. Надо было трудиться не покладая рук, чтобы обеспечить работников депо, столовую, да и свои семьи тем, что выращивали на полях в подсобном хозяйстве. Гулять нам было некогда летом, а зимой всё же бегали в кино и на танцы. Всё, слава Богу, выдержали! Победа пришла!»

Известие о Победе работники мастерских, как и все жители города, услышали 10 мая в три утра через репродукторы. А затем в мастерских состоялся многолюдный митинг работников ночных смен, на котором выступили токарь Кургаев, кузнец-стахановец Абросимов, от молодёжи выступил Пустовойтов. Все они радовались Победе и были готовы вновь трудиться не покладая рук, чтобы восстановить разрушенное хозяйство страны.

В годы войны пришло немало похоронок о погибших на фронтах работниках мастерских. Так, известно, что погибли слесарь инструментального участка Мартыщенко, машинист тепловоза Ахтырченко и многие другие.

При планировании нападения на СССР фашистские стратеги изначально рассчитывали на слабость и неразвитость советской железнодорожной сети. Но здесь, как и во многих других вопросах, они просчитались. За годы войны на железнодорожный транспорт пришлось более 80% всего грузооборота страны, без него Победа была бы невозможна. И рабочие энгельсского «Трансмаша» внесли достойный вклад в эту Победу.

После войны в мастерские пришли работать более двухсот участников войны.

Но с каждым годом ветеранов становится всё меньше. И 9 Мая 75-летие Великой Победы на «Трансмаше» встретили всего лишь один ветеран Великой Отечественной войны Иван Фомич Журавель и шесть тружеников тыла, которые помнят то великое и славное для страны время.

С мая 2014 года по инициативе профкома и Молодёжного совета АО «Трансмаш» реализуется проект «Мы помним! Мы гордимся!», цель которого – увековечить воспоминания участников, свидетелей Великой Отечественной войны, а в конечном итоге – патриотическое воспитание молодёжи. Члены Молодёжного совета встречались с ветеранами и тружениками тыла, записывали их воспоминания. К этой акции привлечены дети работников – правнуки ветеранов Великой Отечественной войны.

В 90-х годах предприятие переименовали в АО «Трансмаш». Сегодня это один из крупнейших в России производителей многофункциональных платформ, снегоуборочной техники, а также железнодорожных вагонов различного назначения.
 
Игнат Вьюгин
Фото: архив АО «Трансмаш»
Партнёрский материал



Ветераны войны «Трансмаша» встречали 50-летие Победы