logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Хранители истории

Музеи и архивы делают общее дело – хранят память о прошлом. Так, благодаря сотрудничеству с архивами в коллекции Музея железных дорог России появляются уникальные документы, которые становятся музейными экспонатами. Сегодня, в Международный день архивов, сотрудники музея поздравляют работников архивов с профессиональным праздником.

Один из крупнейших технических музеев нашей страны – Музей железных дорог России – открылся в 2017-м – в год 180-летия начала отечественного железнодорожного движения. В формировании его коллекции большую роль сыграли и продолжают играть архивные документы.
«Трудно представить себе работу корпоративного музея ОАО «РЖД» без сотрудничества с архивами, – говорит директор Музея железных дорог России Владимир Одинцов. – В первую очередь это касается работ по реставрации и ремонту исторического подвижного состава, которые опираются на материалы из государственных и ведомственных архивов. Ни одна организуемая нами выставка не обходится без сведений, хранящихся в архивах».

В то же время между музейным предметом и архивным документом есть существенные отличия.

Главное из них заключается в том, что большая часть архивных материалов изначально создавалась для фиксации информации, а затем с этой целью хранилась в архиве. Музеи же появились, когда у людей возникла потребность прикоснуться к памятникам прошлого, представить себе былое наглядно и предметно. Музейные предметы не создавались для передачи информации, поэтому раскрытие их потенциала для сохранения истории – сложный и творческий процесс.

Формирование музейных коллекций – процесс кропотливый и творческий. Пополнение фондов происходит в ходе экспедиций и архивных изысканий, целенаправленных поисков отдельных предметов и их закупок.

Часть документации об эксплуатации железных дорог не подлежит передаче на хранение в государственные и ведомственные архивы, но представляет большой интерес как для исследователей, так и в качестве экспонатов. Поэтому в 1990‑е сотрудники музея (в те годы – Центрального музея Октябрьской дороги) посетили многие работающие, а также ликвидируемые и уже закрытые железнодорожные предприятия (в первую очередь локомотивного комплекса), где собрали множество интересных материалов: технические паспорта локомотивов и вагонов, альбомы чертежей, оперативные документы по ремонту.

Так в коллекции Музея железных дорог России появились технический паспорт паровоза СО17-2286 и эскиз котла товарного паровоза типа 1-5-0 серии СО. Эти документы скреплялись сургучной печатью заводского инспектора Народного комиссариата путей сообщения, который на заводе принимал паровозы из ремонта. Среди сохранённых документов –формуляр тепловоза ТЭП60-1000, свидетельство о его приёмке, чертёж общего вида тендера-конденсатора из альбома чертежей конденсационного оборудования паровозов.

Одним из последних материалов, поменявших статус архивного документа на музейный экспонат, стал отчёт Министерства путей сообщения СССР о мобилизации железных дорог Советского Союза в период с 1939 по 1945 год. Со всеми четырьмя томами оцифрованного документа можно ознакомиться на сайте музея.

Алёна Калинина,
главный хранитель фондов
Музея железных дорог России