logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Локомотиву нужны стартапы

Дмитрий Хомченко, начальник технической службы Дирекции тяги

– На прошлой неделе в ОАО «РЖД» был дан старт второй акселерационной программе по отбору наиболее перспективных стартапов для компании. Дирекция тяги участвует в этой программе?
– Да, есть соответствующее поручение заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – главного инженера Сергея Кобзева, и мы активно запрашиваем и ищем те технологии, которые позволят нам оптимизировать и улучшить деятельность дирекции. Поэтому ждём заявок в сентябре. В прошлом году я сам участвовал в работе комиссии по отбору перспективных проектов, и в итоге в декабре прошлого года мы отобрали для Дирекции тяги три стартапа.

– Что это за проекты?
– Они касаются разных направлений. Один из них – система контроля бдительности машиниста «ОКО». Технология представляет собой программное обеспечение, которое позволяет бесконтактно определять психофизиологическое состояние локомотивной бригады во время поездки по положению тела, головы, мимике лица, критическим точкам. Это гораздо удобнее, дешевле и эстетичнее, чем ношение машинистом индивидуального устройства на себе. Причём программное обеспечение здесь не привязано к какому-то определённому устройству и может устанавливаться на широкий спектр видеооборудования, которое есть на рынке.
Второй проект – это система прогнозирования технического состояния узлов и технологических процессов электровоза на основе искусственного интеллекта. Она позволяет за счёт выявления закономерностей определять примерные сроки выхода из строя некоторых деталей локомотива. А это позволит оптимизировать проведение ремонтов.
И третий проект – внедрение литий-тинататных батарей на локомотивах. Перспективы этой технологии очень важны с экономической точки зрения. Литий-тинататные батареи – малообслуживаемое оборудование, на них установлен микропроцессор, который определяет наиболее эффективные режимы энергоотдачи. Внедрение таких аккумуляторов позволит значительно снизить нагрузку на аккумуляторные цеха ремонтных депо.

– В каком состоянии сейчас находятся эти проекты в дирекции?
– По всем трём составлены дорожные карты. По системе контроля бдительности машиниста «ОКО» мы уже провели испытания, сейчас как раз подводим результаты и, исходя из них, продолжим сотрудничество.
По предиктивной диагностике деталей локомотивов мы пока ведём работу – там необходимо собрать много информации.
По литий-тинататным аккумуляторам сейчас как раз созданы опытные образцы, которые нам подходят. До конца лета мы их испытаем на стенде, а затем до конца года пройдут испытания непосредственно на локомотиве ВЛ10. Тогда и будут понятны результаты.
Нужно сказать, что при взаимодействии с компаниями, которые нам предлагают свои инновационные решения, важны их способность и желание учитывать наши особенности, при необходимости вносить изменения в свои решения и изделия.

Беседовал
Игнат Вьюгин