logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Локомотиву определят перспективу

Олег Валинский, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Дирекции тяги

В этом году на площадке салона «PRO//Движение.Экспо» развернётся дискуссия о применении альтернативных видов тяги – возобновляемых источниках энергии и экотопливе. Также совместно с производителями и экспертами обсудим перспективы разработки умного, энергоэффективного, безопасного и экологичного локомотива будущего.

Во время пандемии нам очень не хватало живого общения. Участие в «PRO//Движение.Экспо» – это отличная возможность обменяться мнениями с экспертами, представителями научного сообщества, партнёрами ОАО «РЖД», ознакомиться с инновационными решениями. 

Дискуссия «Импортозамещение как тренд. Локализация и трансфер технологий будущего» посвящена использованию альтернативных видов тяги. Переход на возобновляемые источники энергии и экотопливо предусмотрен Экологической стратегией ОАО «РЖД». В этом году мы актуализировали программу взаимодействия между ПАО «Газпром», ОАО «РЖД», АО «Группа Синара», АО «Трансмашхолдинг», обозначив более жёсткую позицию. Если предыдущая версия документа предусматривала закупку в ближайшие пять лет 48 маневровых и четырёх магистральных локомотивов, работающих на природном газе, то согласно новой редакции с 2025 года РЖД будут закупать только локомотивы, которые способны использовать в качестве топлива природный газ. Ещё одно направление – создание гибридных локомотивов. В июне ОАО «РЖД» подписало соглашение с «Роснано» и АО «Группа Синара». Компании возьмутся за разработку магистральных грузовых локомотивов на водородных топливных элементах, которые будут сочетаться с литий-ионными аккумуляторами, что подразумевает своеобразную гибридную конструкцию. Первый опытный образец, по заявлению производителей, мы ждём к концу года. 

На этой же сессии обсудим с производителями и экспертами перспективы создания умного, энергоэффективного, безопасного и экологичного локомотива будущего. Перспективные машины должны быть готовы к тому, чтобы стать умным элементом единой интеллектуальной системы управления движением на сети дорог. Локомотив становится центром сбора информации на линии, взаимодействует с инфраструктурой, вагонами, другими локомотивами и центрами управления движением. В нём должна быть предусмотрена возможность установления дистанционного управления поездом, он должен обеспечивать взаимодействие с системами интервального регулирования движения поездов без светофоров, через спутниковую навигацию и радиоканал, иметь возможность бортовой самодиагностики. Перспективным видится и вариант с локомотивом-трансформером, который собирается по модульному принципу. Такое транспортное средство обладает унифицированной рамой и тяговыми модулями. Благодаря этому «конструктору» можно будет собирать двух- или трёхсекционные машины. При этом возможна взаимная замена агрегатов, например для изменения рода тяги. 

Интересным, на мой взгляд, должен получиться диалог о перспективах развития доверенной среды в локомотивном комплексе на сессии «Доверие как драйвер развития. Тяга к цифровым технологиям». В Дирекции тяги на основании данных доверенной среды реализуется проект «Смарт-контракт сервисного обслуживания с применением технологии блокчейн», а также строятся модели по предиктивному (предсказательному) анализу отказов оборудования локомотивов и нарушений безопасности локомотивными бригадами с использованием искусственного интеллекта. Результаты, которых удалось добиться сегодня, позволяют не только прогнозировать значительные экономические эффекты, но и дают возможность по-новому взглянуть на процессы, которыми железнодорожный транспорт занимается уже более 180 лет. Мы крайне заинтересованы в реализации проектов с использованием BigData, искусственного интеллекта и прочих IT-технологий. 

Важной темой станут вопросы применения беспилотных технологий, которые сегодня используются на практике и в ближайшее время станут ключевыми факторами оптимизации процессов. 

Традиционным станет динамический показ железнодорожной техники. Этот год объявлен в России Годом науки и технологий, и мы решили показать на примере демонстрируемых образцов важные этапы развития конструкции локомотивов с конца XIX по конец ХХ столетия. Будет представлено 17 образцов тягового и моторвагонного подвижного состава. Возглавит парад танк-паровоз Ь-2012, который на данный момент официально считается самым старым действующим локомотивом в России. Продемонстрируем знаменитую «овечку», легендарные паровозы, названные именами наших соотечественников и работавшие в годы войны и в послевоенное время. Завершит показ динамической экспозиции электровоз для вождения скоростных экспрессов на линии Москва – Ленинград, который и по сей день водит на предельных скоростях «Невский экспресс» между двумя столицами. Экспозиция локомотивов всегда проходит динамично, зрелищно и оставляет самые яркие впечатления у всех зрителей Международного салона в Щербинке, который по праву является одним из ведущих на европейском пространстве. 

Гудок