logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Локомотивы прицениваются к водороду

Развитие железнодорожного транспорта на водороде пока требует государственной поддержки из-за высокой цены на этот вид топлива. Чтобы проекты стали рентабельными, цена должна снизиться более чем в 4 раза. Об этом на панельной сессии «Технология энергетического перехода: как преодолеть барьеры», которая состоялась на форуме «Российская энергетическая неделя», рассказал и.о. заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД» Владимир Андреев.

Сейчас ОАО «РЖД» совместно с компаниями «Росатом», ТМХ и правительством Сахалинской области реализует проект по организации пассажирских перевозок на Сахалине с помощью 13 рельсовых автобусов «Орлан» с водородными энергоустановками. 
«Наиболее чувствительным моментом в водородных проектах является экономика, – пояснил Владимир Андреев. – В базовом сценарии заложена цена килограмма водорода в 600 руб., и это потребует как поддержки государства, так и дотаций со стороны правительства Сахалина на железнодорожные пассажирские перевозки. Если цена снизится до 340 руб., то нужна будет только государственная поддержка. Если стоимость будет порядка 150 руб. за килограмм, то можно обойтись без дотаций». 

Владимир Андреев сообщил, что компания проводит свою техническую политику, которая направлена на развитие водородного железнодорожного транспорта и в грузовом движении. Если на Сахалине пассажирское движение должно начаться уже в 2024 году, то к 2026 году ожидается появление первого головного образца маневрового локомотива на водороде. В 2028 году ОАО «РЖД» ожидает и первый магистральный локомотив на водородном двигателе, над которым сейчас работает Группа Синара. 

Производство водорода в небольших количествах, поскольку сейчас для него нет объёмного рынка сбыта, действительно делает стоимость этого топлива очень дорогим. Заместитель генерального директора – руководитель Центра компетенций технологического развития ТЭК ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Олег Жданеев замечает, что всё-таки проблему дороговизны можно решить. 
«Государство должно поддержать развитие технологий по водороду на всём цикле потребления, а не кусками, как сейчас, – полагает эксперт. – Это должно быть и производство, и транспортировка, и хранение этого вида топлива. Должна быть поставлена чёткая цель по развитию рынка, и необходимо к ней идти». 

Рынок водорода действительно обещает стать довольно обширным, но только тогда, когда будут доработаны технологии, в которых он будет использован. А этот газ можно применять не только как топливо. Директор по развитию бизнеса и корпоративным венчурным проектам «Северстали» Андрей Лаптев рассказал, что уже существует экологический метод получения стали при закачивании в печь водорода вместо кокса. Но пока он тоже требует доработки и опять же всё упирается в цену газа, что влияет на рентабельность такого производства. 

Впрочем, нынешний энергетический кризис показал, что цена на энергоресурсы в современном мире – это вещь относительная. 
«В Европе при нынешней цене электроэнергии на железнодорожные линии пришлось выпустить дизельные локомотивы, а этого ещё некоторое время назад никто не ждал, – сообщил Владимир Андреев. – Возможно, через некоторое время и водород станет в этом ряду вполне конкурентоспособным топливом». 

Сергей Плетнёв