logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Маневровый богатырь

В Санкт-Петербурге продемонстрировали маневровый тепловоз, способный водить составы весом 10 тыс. тонн


В конце минувшей недели в Санкт-Петербурге прошла II ежегодная отраслевая конференция «Промышленные локомотивы и двигатели нового поколения». На припортовой станции сетевого значения Усть-Луга участникам форума был продемонстрирован инновационный модернизированный двухдизельный односекционный восьмиосный маневровый тепловоз ТЭМ14М. Он может вести составы с рекордным для маневровых машин весом 10 тыс. тонн.
В настоящее время ОАО «РЖД» закупает локомотивы производства двух машиностроительных холдингов – АО «Группа Синара» и АО «Трансмашхолдинг». «В соответствии с инвестиционной программой в 2020 году на сеть поставлено 566 новых локомотивов, из них 294 грузовых электровоза, 80 грузовых тепловозов, 154 маневровых тепловоза и 38 пассажирских локомотивов», – отметил начальник Дирекции тяги Олег Валинский. 

Сейчас на сети эксплуатируется 5322 маневровых локомотива (по состоянию на 01.05.2021). Из них большая часть приходится на ЧМЭ3 – всех серий 2450 на сети, и на ТЭМ18ДМ – их 1620 единиц. Срок эксплуатации ЧМЭ3 – около 30 лет, он поставлялся с 1963 по 1991 год, ТЭМ18ДМ появился в 2008 году. Время их замены более современными машинами определяют диагностические мероприятия: в зависимости от технического состояния локомотива срок его службы может продлеваться, рассказал «Гудку» начальник отдела организации работы локомотивов Дирекции тяги Олег Кузнецов. 

В связи с ростом объёма перерабатываемых грузов на припортовых станциях, развитием портов Усть-Луга и Мурманск потребность в новых локомотивах с каждым годом увеличивается: только для нужд Октябрьской дирекции тяги в ближайшие пять лет потребуется более 30 новых маневровых тепловозов.

Появившийся в прошлом году ТЭМ14М пока существует в единственном экземпляре. С февраля он используется АО «ПУЛ транс», организующим маневровую работу в порту Усть-Луга. 
«Преимуществом этого локомотива является возможность подачи клиентам составов, вес и длина которых превышают установленные нормы для прежних тепловозов ТЭМ7А, ведь в адрес грузополучателя прибывают инновационные вагоны повышенной грузоподъёмности. Его применение на крупной припортовой станции позволяет сократить время маневровых операций и количество подач клиенту, увеличить перерабатывающую способность станции и терминала без удлинения путей», – считает генеральный директор «ПУЛ транса» Игорь Евстафьев. 

Основным отличием тепловоза ТЭМ14М от предшественников является дизель: сердце нового тепловоза не имеет аналогов в современном отечественном дизелестроении. Предыдущий уральский мотор 8Д-21ЭЛ2, устанавливаемый на тепловозы ТЭМ14, имел множество недостатков и подвергался резкой критике со стороны эксплуатирующих организаций. Два новых дизеля 6ДМ-185Т, устанавливаемые на ТЭМ14М, имеют рядную вертикальную компоновку с оптимальным количеством цилиндров – шесть единиц. Это обеспечивает компенсацию всех колебательных контуров и гарантирует наибольший моторесурс. Вдобавок заявленный срок службы дизеля – 40 лет – наибольший из всех отечественных дизелей на сегодняшний день. Также благодаря двум установленным дизель-генераторам ТЭМ14М удаётся экономить 20% топлива по сравнению с ТЭМ7А, а также снизить количество вредных выбросов в атмосферу до 9%. 

АО «Трансмашхолдинг» не выпускает альтернативных локомотивов только в этом сегменте. «Октябрьская дирекция тяги с нетерпением ждёт поступления этого тепловоза в свои депо. Он сможет успешно пополнить парк тяжёлых маневрово-вывозных локомотивов ТЭМ7А, работающих на решающих станциях Октябрьской дороги уже более 35 лет», – отметил начальник отдела организации планирования и контроля ремонта Октябрьской дирекции тяги Александр Леонов. Однако, по его словам, пока сложно делать определённые выводы о задействовании ТЭМ14М на полигоне Октябрьской дороги, так как ещё нет достаточного опыта его эксплуатации. Кроме того, на конференции отмечалось, что сейчас широкое внедрение ТЭМ14М ограничено высокой стоимостью локомотива. 

Ольга Беляева