logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Машиностроители меняют импорт на льготы

Премьер-министр Михаил Мишустин на минувшей неделе дал поручение Министерству промышленности и торговли РФ проработать меры поддержки транспортного машиностроения, в том числе для организации производства комплектующих к подвижному составу. Ранее, в начале июля, Минпромторг утвердил целевые показатели импортозамещения для железнодорожной отрасли до 2024 года. Производители техники предлагают создать единую базу потребностей машиностроительных и ремонтных предприятий, предоставить им дополнительные льготы, а также предусмотреть преференции покупателям продукции отечественного производства.

Правительство поставило перед производителями задачу в ближайшие четыре года расширить производство комплектующих для железнодорожной техники. Соответствующее распоряжение опубликовано Минпромторгом на официальном сайте в начале месяца. Документ содержит целевые показатели по импортозамещению в железнодорожном машиностроении до 2024 года. Как следует из этого плана, предприятия должны освоить производство новых комплектующих, которые сейчас не выпускаются на российском рынке. В перечне Минпромторга обозначено несколько позиций. Так, российские производители должны наладить выпуск автосцепок для поездов метро – долю этой продукции отечественного производства на рынке, как указано в документе, нужно нарастить до 20%, тогда как сейчас их никто в стране не производит. Также предполагается организовать выпуск узлов сочленения для грузовых вагонов, которые предназначены для соединения секций подвижного состава. Эта деталь используется вагоностроителями при производстве грузовых вагонов сочленённого типа. Согласно плану импортозамещения, доля узлов сочленения для железнодорожных грузовых вагонов отечественного производства к 2024 году должна увеличиться с нуля до 50% реализуемых на рынке изделий. 

Также Минпромторг поставил задачу увеличить долю российских автосцепок для электропоездов с текущих 40 до 50% к 2024 году (ежегодная потребность оценивается в 600 единиц) и компрессорных агрегатов – с 45 до 55% (спрос – 270 единиц в год). 

При этом государство готово оказывать поддержку российским производителям в освоении выпуска новых комплектующих. Об этом заявил премьер-министр Михаил Мишустин на минувшей неделе во время посещения машиностроительных предприятий Тверской области. Глава кабинета министров поручил Минпромторгу проработать дополнительные меры поддержки для отрасли. «У Минпромторга много соответствующих инструментов, но я бы хотел, чтобы мы вместе инвентаризировали все потребности конкретных производителей, чтобы они попадали под меры поддержки», – заявил во время рабочей поездки Михаил Мишустин. 

По мнению участников рынка, локализации производства будут способствовать субсидии производителям ключевых комплектующих и преференции основным потребителям этой продукции – машиностроителям и ремонтным предприятиям. Так, по мнению руководителя Департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александра Поликарпова, можно предоставить налоговые льготы или компенсацию части затрат при приобретении нового российского подвижного состава на основе долгосрочных контрактов. А в компании «ЛокоТех» считают эффективной мерой введение налоговых льгот. «Стимулировать повышение эффективности нашей компании как сервисного предприятия могли бы снятие или смягчение обязательств по финансированию закупки оборудования, произведённого в России. Например, отмена имущественного налога для такого оборудования, приобретаемого в рамках инвестиционного проекта, а также введение налогового вычета в размере не менее 50% расходов на инвестиции в основные средства», – считает генеральный директор ООО «ЛокоТех» Борис Богатырёв. 

По его мнению, также следует создать единую базу потребностей машиностроительных и ремонтных предприятий «Это позволит оперативно реагировать на тренды рынка и в полной мере удовлетворять спрос потребителей», – говорит Борис Богатырёв. 

Как прокомментировали «Гудку» вагоностроители, они готовы поддерживать российских производителей комплектующих стабильным спросом. По словам заместителя генерального директора АО «Трансмашхолдинг» Артёма Леденёва, ТМХ ориентируется, с одной стороны, на максимальное применение комплектующих отечественного производства, а с другой – на использование в конструкции железнодорожной техники самых современных технических решений. «Более 80% материалов и комплектующих, которые используются в производстве, имеют отечественное происхождение. Иностранные производители, заинтересованные в сотрудничестве с ТМХ, идут на локализацию производства своей продукции в России. По такому пути пошла, например, компания «Кнорр-Бремзе», один из мировых производителей тормозного оборудования», – пояснил «Гудку» Артём Леденёв. 

Для организации выпуска в стране новых комплектующих производители также предлагают усовершенствовать механизм поддержки инвестиционных проектов в сфере транспортного машиностроения. Президент АО «РМ Рейл Холдинг» Константин Данилов отмечает, что отсутствие на рынке длинных займов со сроком окупаемости от 7 до 15 лет тормозит реализацию таких проектов, поэтому целесообразно расширить возможности кредитования. 

Один из примеров государственно-частного партнёрства в сфере производства комплектующих для машиностроения – промышленный технопарк в Тверской области, который создаётся ГК «Ключевые системы и компоненты» (ГК КСК) при поддержке государства. Как сообщил «Гудку» генеральный директор ГК КСК Тарас Спивак, компания получила в 2020 году более 250 млн руб. господдержки для возмещения части затрат на приобретение оборудования. Аналогичная сумма в 2021 году будет выделена на возмещение затрат по реконструкции здания Инжинирингового центра. «Резидентами технопарка к концу 2024 года должны стать 22 производителя комплектующих и оборудования для транспортного машиностроения», – заявил он. 

Сергей Волков