logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Мягкая сила

В России развиваются федеральные и корпоративные программы для обучения женщин-управленцев


Россия входит в топ-10 стран мира по числу женщин на руководящих позициях в бизнесе, свидетельствуют результаты нескольких международных исследований. Тем не менее бороться за ведущие управленческие позиции в крупнейших, особенно производственных, компаниях им по-прежнему сложно. Существует дисбаланс в оплате труда мужчин и женщин, занимающих аналогичные позиции: по данным Росстата, женщины получают на 28% меньше своих коллег-мужчин. В ближайшие годы, по прогнозам экспертов, потребность в женщинах-лидерах в России будет расти. Чтобы обеспечить приход на рынок труда квалифицированных женщин-управленцев, запускаются федеральные и корпоративные программы по развитию женского лидерства. Такую идею обсуждают и в ОАО «РЖД».
Согласно глобальному исследованию консалтинговой компании Grant Thornton International за 2019 год, доля женщин в руководстве российских компаний составила 34%, притом что средний показатель в мире равен 28%. В компании Deloitte подсчитали, что дамы управляют каждой пятой организацией в России, что в 4,5 раза выше общемировых значений, но в основном они возглавляют компании в сфере малого бизнеса. Во многих крупных компаниях сохраняется стереотип, что мужчины лучше справляются с ролью лидера. Для сравнения: если в советах директоров 100 крупнейших публичных компаний Великобритании треть состава – женщины, то в РФ этот показатель в среднем составляет 10%.
«Готовясь к конкурсу «Лидеры России» в 2019 году, я изучала женский состав на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Среди 1300 предприятий ОПК не было ни одной женщины на позиции генерального директора. В 85 субъектах РФ у нас единственная на сегодняшний день женщина-губернатор», – отметила в беседе с «Гудком» полуфиналист Всероссийского конкурса «Лидеры России» 2019–2020 годов, директор Департамента инжиниринговой компании «Финвал» Алина Болдырева.

Как показало исследование аналитического центра НАФИ, проведённое при поддержке Google и Совета Евразийского женского форума, четверть россиян считают, что женщины хуже справляются с руководящими должностями, причём эту точку зрения разделяют в том числе 17% женщин. «Есть также исследование, которое показывает, что кандидат-мужчина откликается на вакансию, когда соответствует 60% требований работодателя, тогда как женщина готова направить резюме на ту же позицию лишь в том случае, если на 80–90% соответствует описанию вакансии. Поэтому уверенности в себе нашим женщинам пока не хватает», – считает Алина Болдырева.

Для раскрытия в женщинах лидерского потенциала и обучения их управленческим навыкам в международных бизнес-школах создаются отдельные образовательные программы. Например, в Йельском университете есть курс для женщин в советах директоров, в бизнес-школе Теппера университета Карнеги-Меллона и Европейской школе менеджмента и технологий – программы по женскому лидерству.

В последнее время подобные курсы стали появляться и в России.

В конце сентября Совет Евразийского женского форума совместно с АНО «Россия – страна возможностей» и мастерской управления «Сенеж» презентовали программу «Женщина-лидер». Она рассчитана на три месяца и включает четыре модуля (три в формате онлайн и один очный). «Женщины иначе развивают свой лидерский потенциал, иначе выстраивают баланс сил и приоритетов, имеют более мягкий стиль управления. Всё это мы и будем исследовать в рамках нашей образовательной программы», – подчеркнула во время презентации программы проректор по образовательной деятельности мастерской управления «Сенеж» Мария Афонина.

Первыми слушательницами программы стали более сотни активных участниц проектов совета, победительницы и финалистки конкурса управленцев «Лидеры России». Из-за большого числа желающих, по словам организаторов, состав первого потока пришлось увеличить в 1,5 раза. Как отметила перед запуском программы председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, создание такой платформы является ответом на возросший запрос в России и в мире именно на женщин-лидеров. «В современном мире именно женщины, с органически присущей им склонностью к компромиссам, умением поставить себя на место другого, понять его мотивы, найти взаимоприемлемые решения, могут добиться впечатляющих результатов. Дальше, уверена, потребность в новом, более мягком стиле управления будет только увеличиваться», – подчеркнула Валентина Матвиенко.

Учитывая особенности женского подхода к делу, необходимо готовить для них специальные программы.
«Я, как практик, работающий свыше 15 лет в мужских сферах бизнеса – строительстве, промышленности, – всегда отмечала, что женщине необходимо иметь в два раза больше навыков и знаний, чем мужчине, чтобы в профессиональном плане её воспринимали на равных», – уточняет Алина Болдырева, которая занимается подготовкой женщин к участию в конкурсе «Лидеры России». Она убеждена, что женщинам нужно развивать как стандартные навыки лидера, например, нацеленность на результат, стратегическое мышление, внедрение изменений, инновационность, так и дополнительные навыки и умения: настойчивость в отстаивании своей позиции, умение высказываться в ситуациях, например на совещаниях, когда не дают высказать своё мнение.

К роли лидера женщин надо готовить и психологически, поскольку их отличает большая эмоциональность, что может привести к ошибкам. «Психологический курс не помешал бы и мужчинам, но всё-таки у женщин есть особенности, свойственные только им, например постоянство – они, как правило, стремятся уйти от рисков. У них возникает желание принять решение на эмоциях, сердцем, а только потом подумать, Кроме того, женщинам нужно уметь управлять своими эмоциями и скачками настроения так, чтобы это не отражалось на работе, – замечает генеральный директор ГК Gekkold (является официальным дистрибьютором ведущих европейских заводов по производству систем термостатирования и оборудования для переработки полимеров) Елена Кулешова. – На обучающих курсах большое внимание должно уделяться тому, как женщина на управленческих позициях может оставаться женщиной, как ей грамотно сочетать разные социальные роли – руководителя, жены, мамы, дочери. Ведь это проблема, когда женщины думают, что получить авторитет в коллективе они могут, только примерив на себя мужскую модель поведения».

Вице-президент Сбербанка Марина Ракова считает, что в образовательных программах на первый план должны выходить не формальные оценки, а «мягкие навыки», такие как умение коммуницировать и работать в команде. Она также уверена в целесообразности создания женских сообществ для реализации совместных проектов.

Подготовкой женщин-лидеров активно начинает заниматься не только государство, но и бизнес. Для популяризации образа успешной женщины Google запустила серию тренингов I’m Remarkable («Я выдающаяся»), где женщины рассказывают о своих профессиональных и личных достижениях. Этот проект создан с целью мотивировать женщин развиваться. Программа охватила уже более 30 стран мира. В России в ней приняли участие более тысячи сотрудниц Google, SAP, «Северсталь», Unilever и других крупных компаний.

В ОАО «РЖД», где треть всего коллектива – женщины (7,3% работают на руководящих позициях), с 2018 года реализуется специальный проект «Лекторий успешной женщины»: на встречи с сотрудницами приглашают женщин-лидеров, добившихся успеха как в самой компании, так и в других сферах деятельности. Только в первой половине 2020 года на лектории побывали более 13 тыс. работниц РЖД. На Западно-Сибирской дороге этот проект уже вышел за корпоративные рамки – в этом году здесь провели «Лекторий успешной женщины» для всех жителей одного из городов на границе Новосибирской и Кемеровской областей. В РЖД планируют и дальше развивать лектории. В компании рассчитывают, что вынужденный переход в онлайн, связанный с нестабильной эпидемиологической ситуацией, позволит ещё больше расширить аудиторию проекта.

Кроме того, как ранее рассказала «Гудку» Ирина Костенец, советник генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД», сопредседатель Координационного совета по совершенствованию условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин в ОАО «РЖД», в компании сейчас работают над собственной образовательной программой для женщин.

Как предполагается, работницы будут изучать особенности женского лидерства, позиционирование в коллективе, тайм-менеджмент и работу в условиях многозадачности. «Сегодня мы также предлагаем сотрудницам различные виды обучения, которые помогают совершенствоваться в отдельных аспектах, будь то личностное развитие, финансовая грамотность и прочее. Речь идёт и об очных курсах, и о дистанционных, которые доступны всем женщинам, в том числе и сотрудницам, находящимся в отпуске по уходу за ребёнком. До конца года перечень дистанционных программ существенно расширится», – отметила Ирина Костенец.

На сети дорог также проводят тренинги для женщин-лидеров. К примеру, на Приволжской дороге в августе провели первую онлайн-ассамблею женщин-руководителей и планируют в дальнейшем организовывать подобные встречи. На Куйбышевской магистрали также в августе состоялся онлайн-тренинг «Коммуникация в конфликтных ситуациях – женский подход», где женщины изучали типы конфликтов, правила поведения в нестандартных ситуациях и способы конструктивного взаимодействия в конфликтной ситуации.

Запуск программ для женщин уже приносит результат. Так если в первые два сезона «Лидеров России» доля женщин в финале составляла 13%, то в третьем сезоне финалисток было 19% от общего числа участников. Среди победителей на долю женщин пришлось 25%
Гудок