logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

На дорогах становится тише

Компанией реализуется комплекс мер шумозащиты


Выбрав путь устойчивого развития, подразумевающего минимизацию ущерба природе, ОАО «РЖД» комплексно подходит к вопросам экологии, уделяя внимание не только выбросам загрязняющих веществ, но и шумовому воздействию железнодорожного транспорта на окружающую среду. Для снижения уровня шума РЖД используют все имеющиеся инструменты, включая высадку деревьев, установку шумозащитных экранов и обновление подвижного состава. Ведётся системная работа по детальному изучению проблемы и поиску новых разработок, способных её эффективно решать. О том, какие меры принимаются компанией, чтобы движение поездов производило меньше шума, «Гудку» рассказал и.о. главного инженера – заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Владимир Андреев.
Владимир Андреев, и.о. главного инженера – заместителя генерального директора ОАО «РЖД»
– Владимир Евгеньевич, что делается для снижения уровня шума на инфраструктуре? 
– Реализуются следующие меры по снижению шумового воздействия. Это укладка бесстыкового пути, шлифовка стрелочных переводов, рельсошлифование, сварка стыков рельсов алюминотермитным способом (АЛТС), использование прокладок повышенной упругости, высадка деревьев и кустарников вдоль участков пути, установка шумозащитных экранов. Только в первой половине текущего года уложено почти 2 тыс. км бесстыкового пути, АЛТС сварено 26,4 тыс. стыков, проведена шлифовка почти 17 тыс. км рельсов, 608 стрелочных переводов, установлено около 14 млн штук амортизирующих прокладок, установлено 9,8 км шумозащитных экранов, высажено больше 40 тыс. деревьев и более 28 тыс. кустарников. По большинству показателей наблюдается рост к данным первого полугодия 2020 года. 
Сварные стыки в совокупности уменьшают нарушения непрерывности поверхностей соединяемых рельсов. В результате этого устраняется эффект удара поверхности катания колеса вагонной тележки при взаимодействии колесо – рельс, что приводит к снижению уровней звука до 2 дБА. Примерно такой же шумозащитный эффект даёт шлифовка рельсов и стрелочных переводов. При применении упругих подшпальных прокладок снижается динамическая нагрузка на щебень, уменьшается осадка рельсового пути. Благодаря вызванному эффекту нагрузка от движущегося рельсового транспорта равномерно перераспределяется в подстилающий грунт, снижая уровень шума до 4 дБА. 
Особенно внимательно компания подходит к обеспечению шумозащиты при организации железнодорожного движения внутри больших городов. При сооружении Московского центрального кольца на всех его участках был уложен бесстыковой путь, по результатам акустических расчётов установлены шумозащитные экраны для снижения уровня шума в местах приближения жилой застройки протяжённостью 17,8 км. При строительстве Московских центральных диаметров МЦД-1 и МЦД-2 в Москве, помимо укладки бесстыкового пути и установки шумозащитных экранов, применены виброизоляционные подбалластные маты, позволяющие снизить уровень структурного шума до 16 дБА. 
Во время идущей сейчас реконструкции участка МЦД-2 от станции Москва-Каланчёвская до станции Москва-Пассажирская-Курская применяется весь комплекс мер. Это позволит значительно снизить уровень шума на территории жилой застройки. Более того, здесь в окнах близко расположенных к путям домов за счёт компании устанавливаются шумозащитные стеклопакеты. 

– Есть ли возможность снизить «громкость» используемых в городах локомотивов и электропоездов? 
– Существенно снижает уровень шумового воздействия новый подвижной состав, конструируемый и производимый с учётом требований усиления звукоизоляции. К примеру, проведённые замеры показывают, что уровень шума, производимого в движении электропоездами «Ласточка» и «Иволга», в среднем на 20 дБА ниже шума от электропоездов серий ЭД, ЭМ, ЭР на расстоянии 25 м от крайнего рельса. 
Меньше шума производят и новые локомотивы. 
Вместе с тем сегодня ведётся разработка конструкторской документации для установки звукоизоляционных материалов на внутренних поверхностях кузовов электровозов серий ВЛ10, ВЛ10у, ВЛ11, ВЛ11м, используемых для перевозок на сети. Организована разработка контактно-аккумуляторного маневрового электровоза ЭМКА2, который сможет заменить тепловозы на маневровых работах в городах. 

– Людям, живущим рядом со станциями, часто слышны проводимые по громкой связи переговоры… 
– Решаются и эти вопросы. В частности, Центральная станция связи применила на 35 расположенных в черте городов железнодорожных станциях режим день – ночь для устройств громкоговорящей связи, предполагающий понижение уровня звука при передаче информации в ночное время. На станциях Солнечная и Черкизово Московской дороги, Райновская Юго-Восточной дороги, Астрахань-1 Приволжской магистрали реализованы пилотные образцы системы двухсторонней стационарной станционной парковой связи, работающие на базе технологической радиосвязи, позволяющей отказаться от использования громкоговорителей. Для того чтобы начать масштабирование этих систем на сети, необходимо внести изменения в Правила технической эксплуатации. Соответствующая редакция уже подготовлена, ждёт принятия государственными органами. 

– Превышение звукового фона в жилых кварталах не всегда происходит по вине железной дороги? 
– Да, нередко это случается в силу нарушения правил застройки прилегающих территорий. Потому нами организован системный мониторинг строительства жилых объектов на расстоянии менее 100 м от железной дороги, где, по действующим нормативам, не допускается такое строительство. С начала года на сети выявлено 10 таких фактов, по всем направлены обращения в органы государственного строительного надзора и прокуратуру для инициирования проверок соблюдения законодательства. 
Для рассмотрения обращений граждан в связи с шумовым воздействием со стороны железной дороги в этом году на всех полигонах создано 48 постоянно действующих территориальных комиссий. 

– По каким направлениям идёт поиск новых технических решений в вопросах шумозащиты? 
– РЖД проработаны 34 инновационных предложения, из которых выбраны девять для опытного применения на отдельных участках дорог и станциях. В частности, речь идёт о пилотном применении композитных шумопоглощающих панелей из деревобетона и подконтрольной эксплуатации станционного автоматического комплекса снижения уровня шума. 
Для оценки объёмов распространения шума в окружающей среде и комфортности проживания на территориях, прилегающих к объектам железнодорожного транспорта, компания начала разработку карт шума. Приобретено программное обеспечение «Эколог-шум» на 57 рабочих мест. Оно рассчитывает уровень шума с учётом источников и условий его распространения, формирует графическое изображение карты распространения звука. До конца года завершатся работы по построению 29 карт шума на наиболее проблемных в этом вопросе участках дорог. Информация, полученная с использованием таких карт, позволит наиболее корректно определить критические зоны, правильно разработать и оценить эффективность шумозащитных мероприятий. 
Сейчас совместно с научным сообществом компания ведёт комплексное исследование акустического влияния на окружающую среду объектов железнодорожного транспорта. По итогам этой работы будет подготовлена целевая программа, реализация которой позволит сформировать доказательную базу для последующих изменений технических требований к подвижному составу и инфраструктуре в части ужесточения акустических характеристик. Все проводимые и планируемые мероприятия позволят достичь снижения шумового воздействия на окружающую среду. 

Беседовал Александр Зубов