logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

От количества ждут качества

Руководители ОАО «РЖД» обсудили с машиностроителями требования к локомотивам


В Москве 15 июля состоялось заседание Совета по взаимодействию ОАО «РЖД» с предприятиями транспортного машиностроения. Выступивший на нём генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров обозначил требования компании к перспективному тяговому подвижному составу. Суть основных  пожеланий не меняется из года в год – строить локомотивы качественнее и быстрее обновлять модельный ряд. Но сейчас, когда происходит  цифровая трансформация компании, от производителей ждут еще и инновационных решений, способных обеспечить абсолютную надёжность локомотивов.
Заседания совета проходят ежегодно. На них обсуждаются эффективность использования парка тягового подвижного состава и планы по его развитию. В нынешнем году в мероприятии участвовали заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов, заместитель главы Федерального агентства железнодорожного транспорта Александр Иванов, руководители крупнейших поставщиков железнодорожного подвижного состава и сервисных компаний. 

Глава ОАО «РЖД» Олег Белозёров напомнил собравшимся, что за последние пять лет компания приобрела около 3 тыс. новых локомотивов на сумму более 426 млрд руб. Благодаря интенсивной закупке новой техники за последние 10 лет уровень износа локомотивного парка снизился с 78% до 59% – по этому показателю «Российские железные дороги» превосходят многие зарубежные железнодорожные компании. 

Однако количество ещё должно перейти в качество. Глава компании настоятельно призвал повышать качество поставляемой техники. В условиях практически исчерпавших себя пропускных способностей БАМа и Транссиба, масштабных работ по реконструкции инфраструктуры критичным становится каждый отказ локомотива. Новые технологии интервального регулирования движения поездов – подвижные блок-участки, виртуальная сцепка – ещё больше повышают интенсивность движения и тем самым предъявляют дополнительные требования к надёжности локомотивного парка. 

Олег Белозёров рекомендовал производителям придерживаться принятого на прошлом заседании совета в июле 2020 года принципа обеспечения абсолютной безотказности локомотива в эксплуатации, в том числе за счёт резервирования основных узлов. 

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Дирекции тяги Олег Валинский отметил, что компания уже перешла на закупку локомотивов только по контрактам жизненного цикла. «Поставляемые локомотивы принимаются на сервисное обслуживание производителями, которые аналогично строят взаимоотношения со своими поставщиками комплектующих», – отметил он. По его словам, ведётся проработка модели превентивной диагностики отдельных узлов локомотивов, заводами-изготовителями создаются региональные центры сопровождения новой техники. 

Производители готовы прислушаться к требованиями РЖД, своего основного заказчика, по качеству и надёжности локомотивов. «ГК «ЛокоТех» готовится развернуть масштабную программу, включающую в себя внедрение эталонных производственных линий, пооперационный контроль за качеством проведённых работ, цифровые решения и ориентацию персонала на мультикомпетентность и многопрофильность. Повышению надёжности локомотивов поспособствует и работа предприятий по контрактам жизненного цикла», – сообщил «Гудку» генеральный директор Группы компаний «ЛокоТех» Борис Богатырёв. 

Глава РЖД также обратил внимание на необходимость сокращения сроков разработки и запуска производства новой техники. Речь идёт о создании моделей грузовых локомотивов для Восточного полигона, тепловозов, работающих на альтернативных видах топлива, локомотивов с гибридными силовыми установками, скоростных пассажирских и контейнерных электровозов, нового пассажирского подвижного состава. Проектирование новых локомотивов уже ведётся. Для Восточного полигона АО «Синара – Транспортные машины» разрабатывает магистральный тепловоз 2ТЭ35А, а АО «Трансмашхолдинг» – магистральный тепловоз 2ТЭ30А. Предполагаемый срок окончания опытно-конструкторских работ – 2022–2023 годы. В новых машинах планируется использовать отечественные комплектующие, в том числе асинхронные тяговые двигатели. К 2025 году должны быть также созданы модификации этих локомотивов, работающих на природном газе. На базе тепловоза 2ТЭ35А предполагается в сотрудничестве с корпорацией «Роснано» создание водородного локомотива. К концу 2021 года предполагается сдать в эксплуатацию газопоршневый локомотив ТЭМ29. Реализуются проекты новых грузовых электровозов переменного и постоянного тока – 2ЭС9 и 2ЭС6К. Создаётся контактно-аккумуляторный маневровый электровоз ЭМКА2 для работы на пассажирских станциях. 

Компания рассчитывает на новую технику и ждёт новых разработок, которые помогут повысить эффективность деятельности холдинга. «Заказы холдинга «РЖД» обеспечивают стабильную загрузку производственных мощностей и позволяют машиностроительным предприятиям инвестировать средства в создание новых технических решений», – отметил глава РЖД. 

Игнат Вьюгин