logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Поезд держит дистанцию

Игорь Елисеев, ведущий научный сотрудник лаборатории «Электровозы» научного центра «Тяга поездов» АО «ВНИИЖТ»

– АО «ВНИИЖТ» завершило эксплуатационные испытания модернизированного электровоза 2ЭС6 с функцией «Виртуальная сцепка». Игорь Александрович, расскажите о данной модели локомотива и чем она отличается от предшественников? 
– Испытания проведены для модернизированного электровоза серии 2ЭС6. В системе управления и подсистеме автоведения 2ЭС6 уже заложены технические решения, которые позволяют модернизировать программное обеспечение, расширяя функционал локомотива. Институту совместно с ООО «НПО САУТ» и при поддержке АО «НИИАС» удалось в кратчайшие сроки дополнить базовый функционал автоведения. Появилась возможность вождения поездов по технологии интервального регулирования в режиме виртуальной сцепки. 
Для передачи данных между локомотивами используются технологии DMR – движение поездов с информационной увязкой по радиоканалу. Обмен информацией между локомотивами организован через базовые станции и бортовые радиостанции передачи данных на частоте 160 МГц, что обеспечивает уверенный приём сигнала на расстоянии более 12 км. На участке Екатеринбург-Сортировочный – Войновка удалось проверить обмен данными на расстоянии 23 км. 

– Как проходили испытания новой системы? 
– Испытания проходили в два этапа. На первом проверялись возможности технических средств и их взаимодействие с инфраструктурой на участке Екатеринбург – Баженово. Отлаживалось взаимодействие с базовыми станциями при работе с двумя и тремя локомотивами. После того как связь на участке была налажена, а алгоритмы и технические решения виртуальной сцепки показали работоспособность, мы приступили ко второй части испытаний на всём участке от Екатеринбурга до Тюмени с двумя и тремя поездами. Проверялись алгоритмы установления связи, автоматического переподключения в виртуальную сцепку движущихся поездов, а также возможность выдержки интервалов попутного следования от 6 до 12 минут. Ведение поездов по виртуальной сцепке выполнялось на основе информации от впереди идущего поезда. К такой информации относятся, в частности, режимы ведения впереди идущего поезда (тяга, выбег, торможение и др.), фактическая скорость его движения и расстояние до его хвостового вагона. 
Было установлено, что подсистема автоведения обеспечивает автоматический выбор межпоездного интервала попутного следования от 6 до 12 минут. Однако на выдержку интервала попутного следования влияет много факторов – это и график движения ведущего поезда, условия пропуска поездов, условия его пропуска, весовые показатели, наличие ограничений скоростей движения по участку, устойчивость энергоснабжения, исправность локомотива в целом и надёжность средств связи и управления. 

– После завершения испытаний, где планируется применять новую технологию? 
– Модернизированный электровоз планируется применять на Свердловской дороге с последующим выходом на Западно-Сибирской и Южно-Уральской дорогах. После завершения испытаний планируется рекомендовать ОАО «РЖД» внедрение функции «Виртуальная сцепка» на локомотивах 2ЭС6 и 2ЭС10 на Свердловской дороге в конце 2021 – начале 2022 года. 

Беседовала Анастасия Баранец