logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Поезд третьего поколения

Корреспондент «Гудка» ознакомился с новой версией «Иволги»


Городские поезда «Иволга» ЭГЭ2Тв должны начать выпускать в 2022 году. Они предназначены для перевозки пассажиров на Московском центральном диаметре-3 Зеленоград – Раменское, который числится в градостроительном плане. Выставленный у Ярославского вокзала Москвы головной вагон будущего поезда в ходе международного конгресса MOSCOW URBAN FORUM 2021, проходившего в первых числах июля, посетили сотни человек. Каждый мог убедиться: новые вагоны вместительнее и удобнее, чем в предыдущей серии поездов, которые без малого два года курсируют между Одинцово и Лобней, Нахабино и Подольском.
Ещё быстрее 

В поезде есть держатели для велосипедов
У каждого кресла появились пластиковые подлокотники
Кузов первого образца головного вагона новой «Иволги 3.0» выполнен в чёрно-синих тонах и в целом мрачнее дизайна машины предыдущей версии, у которой вместо чёрного цвета на ливрее присутствует красный. Новый поезд, может, будет не таким ярким, но зато будет вместительнее, так как по плану предусмотрены 50 дополнительных кресел (в расчёте на 11-вагонный поезд), и быстрее. «Иволга 3.0» будет летать с максимальной скоростью 160 км/ч. Она сможет быстрее разгоняться и тормозить и будет меньше времени тратить в пути. Зачем городскому поезду скорость, которой он всё равно не воспользуется, ведь перегоны на этой ветке будут не более 2 км и не позволят разогнаться, никто из опрошенных экспертов «Гудку» так и не рассказал. Удастся ли достичь этой цели, станет ясно, когда новый поезд встанет на рельсы, пока же судить можно только о том, что есть. Известно, что на МЦД-3 понадобится 15–20 таких поездов. 

Первое, что бросается в глаза будущему пассажиру в салоне «Иволги 3.0», – сиденья. По сравнению с предыдущей версией они удобнее и практичнее, напоминают автобусные кресла. У каждого кресла с двух сторон появились пластиковые подлокотники, пусть и без обтяжки, узкие, не более 6 см, с довольно острыми краями и не самые удобные, но всё же их наличие позволяет разместить локти. Сиденья обтянуты жёсткой, напоминающей рогожу, негнущейся тканью, которая должна прослужить дольше тонкой бархатной обтяжки кресел «Иволги» прошлых серий. 

У каждого кресла есть крючок для вещей, некоторые расположены между окнами, и это нормально. Но непонятно, зачем нужны такие же прикреплённые сбоку к креслам со стороны прохода. О такие крючки легко можно удариться или зацепиться, особенно в часы пик, что и опасно: у них довольно острые края. В целом такие крючки для сумок не очень удобны. Сами кресла были бы выполнены на пятёрку, если бы откидывались. Но подголовники на пару сантиметров выше, чем у поезда предыдущей серии, и это уже хорошо: разместив голову и локти в кресле, всё-таки можно расслабиться и смотреть видеоряд на одном из четырёх телеэкранов, чьё количество осталось неизменным. 

Неизменными остались подставки для стаканов под каждым окном, количество туалетных комнат – их по-прежнему две, они расположены в головном и хвостовом вагонах. Площадь комнат осталась прежней, 4 кв. м, в правом углу находится стальной биотуалет, чуть левее – пеленальный столик, в другом углу – зеркало и стальная раковина с краном на фотоэлементах. Как и прежде, здесь никакой керамики в практических целях, что верно, ведь сталь – антивандальный материал и не раз в таких местах себя оправдывала. 


Больше розеток 

Непросто придётся пассажирам «Иволги 3.0», желающим зарядить гаджет: USB-розеток под сиденьями, где они были, в новой серии поезда корреспондент «Гудка» не заметил. Два порта находятся на панели рядом с местом для стояния, у автоматической входной двери, но дотянуться туда проводом смогут только пассажиры сидений ближайшего ряда. Правда, представитель Тверского вагоностроительного завода возле вагона заверил корреспондента «Гудка», что розеток нет только в выставочном вагоне, а в тех, которые пустят в серийное производство, они появятся. Пара USB-розеток будет находиться в привычном для пассажиров месте, то есть между каждой парой кресел, на 10 см ниже сиденья, достать до них можно будет легко. 

Кроме того, как уверяют производители, в «Иволгах 3.0» будут предусмотрены не только USB-розетки, но и Type-c и розетки 220v. То есть будут присутствовать все типы розеток. 

С освещением в вагоне всё в порядке: за счёт галогеновых ламп их число увеличено на несколько штук, которые должны будут хорошо освещать вагон в тёмное время суток. В дневное время свет будет поступать через стёкла окон, размер которых не изменился, и через стёкла дверей, которые в новой версии будут шире предыдущих, и теперь их ширина равна 1400 мм. Всё остекление «Иволги 3.0» будет антивандальным, но стопроцентно от повреждений защитить вагон не получится, и хулиганы, периодически забрасывающие вагон камнями, всё равно смогут их разбивать. 


Вагон равных возможностей 

Если поймать злоумышленников, портящих поезд снаружи, почти невозможно, то шансы справиться с хулиганами внутри весьма велики. Для этого достаточно будет связаться с машинистом по громкой связи. С этой целью авторы проекта вагона усовершенствовали панель с кнопкой, которую в электричках советского производства украшала надпись «Милиция». Теперь такой надписи нет, вместо неё стальная кнопка на стальной плашке и плюс ещё не поворачивающаяся камера, чтобы пассажир мог разговаривать с машинистом по видеосвязи. Такой узелок связи размещён у первого выхода из вагона и у последнего на высоте примерно 170–175 см. Ещё одна камера, расположенная вдвое ниже, находится у трёх откидных кресел напротив держателя для велосипедов, рядом с дверью, ведущей в кабину машиниста. Эта камера и кнопка расположены ниже для удобства инвалидов. Также у автоматических дверей есть кнопка для открытия, расположенная на метровой высоте. 

Тем не менее поручни, по крайней мере в допроизводственной версии вагона, не рассчитаны на эту категорию людей. При выходе из вагона инвалиды смогут за них держаться, при входе с платформы инвалиду будет не дотянуться. Что делать, если помочь ему будет некому? Конечно, маловероятно, что инвалид когда-то окажется один на платформе между Зеленоградом и Раменским – эти города являются одними из самых густонаселённых в регионе: например, из Коломны, Озёров, Воскресенска и Раменского, по данным Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, ежедневно в Москву приезжает почти полмиллиона человек. 

В кабину машиниста посетителей не допускали, но, как официально заявляли в ТМХ, все системы управления полностью совпадают с теми, что были в предыдущей версии поезда. Также было заявлено, что в целом «Иволга 3.0» – машина российского производства. Но это не совсем так. Скорее это машина российской сборки. Почти вся «подвагонка» иностранного производства, например блок управления тормозами немецкий, тяговый преобразователь сделан на одном из отраслевых предприятий в Латвии по немецкой лицензии. 

Каким поезд будет принят в серийное производство, пока сказать сложно: многие посетители головного вагона отвечали на подробные вопросы анкеты. Если производители учтут пожелания граждан, то серийный образец может отличаться от выставочного, но пока никто не знает, насколько. 

Анна Героева 
Фото Александра Саверкина


Справка «Гудка» 
Базовая версия ЭГ2Тв была создана в 2014 году. По состоянию на 2020 год было создано три версии серии поезда (базовая – с расположением сидений по схеме 2+1), «Иволга 1.0» (с увеличенным числом мест, расположенных по схеме 2+2) и «Иволга 2.0» (версия с более гладкой формой кабины, новыми салонными дверями и дополненным в сравнении с «Иволгой 1.0» оснащением салона). Всего по состоянию на середину 2020 года произведёно два пятивагонных состава базовой версии, 24 шестивагонных состава «Иволга 1.0» и 15 семивагонных составов версии «Иволга 2.0». В 2020 году началось дополнение выпущенных составов версий 1.0 и 2.0 до одиннадцативагонной составности. Все поезда поступили в собственность Центральной пригородной пассажирской компании для эксплуатации на радиальных направлениях Московского узла. Электропоезда обслуживают белорусское, савёловское, рижское и курское направления Московской дороги.