logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Проводники непрерывных улучшений

На ЮВЖД особое внимание уделят реализации мультифункциональных проектов

– Александр Николаевич, какие проекты бережливого производства реализованы в 2021 году? 
– По итогам трёх кварталов – четвёртого 2020 года и двух кварталов 2021 года – реализовано 79 проектов бережливого производства с полученным экономическим эффектом 61 млн руб. (при задании 50,8 млн руб.). Это 120% к плановой отметке. Так, структурными подразделениями Юго-Восточной дирекции управления движением (ДЦУП) и Юго-Восточной дирекции тяги (ТЧЭ Старый Оскол) внедрён мультифункциональный проект, который принёс экономический эффект 3,46 млн руб. Значительный экономический эффект – 7,5 млн руб. – получила Юго-Восточная дирекция тяги. В ТЧЭ Лиски-Узловая предложили к внедрению технологическую новацию по организации движения поездов весом до 4000–4500 тонн с применением оптимальных режимов вождения. 
Юго-Восточная дирекция управления движением реализовала функциональный проект по изменению технологии обучения своих работников за счёт сокращения расходов на эксплуатацию вагонов-тренажёров (5,3 млн руб.) и проведения занятий на базе центров практического обучения и кабинетов техучёбы. 
Интересен проект Юго-Восточной дирекции по тепловодоснабжению «Оптимизация котельного хозяйства на станции Валуйки-Сортировочные», реализованный на участке Белгород, позволивший сэкономить 644 тыс. руб. 
Свой вклад в копилку бережливости на железной дороге внесли все структурные подразделения региональных филиалов полигона Юго-Восточной железной дороги, участвующие в выполнении заданий Плана экономии затрат от реализации проектов бережливого производства на 2021 год. 

– Какие разработки нынешнего года предложены к тиражированию, то есть к применению на других железных дорогах? 
– Таких проектов свыше двух десятков. Представляют интерес новшества ПМС № 138 Лиски и ПМС № 140 Елец Юго-Восточной дирекции по ремонту пути. Они связаны с оптимизацией производственных операций: сборки рельсовых стыков при укладке рельсошпальной решётки с применением автостыкователя, а также размещения и крепления автотракторной техники с применением многооборотного крепления на четырёхосных платформах для перевозки в составе хозяйственных поездов. 
Для тиражирования мы предлагаем коллегам проекты Юго-Восточной дирекции пассажирских обустройств – «Аппаратура автоматического отключения освещения пассажирских платформ с таймером времени», Раненбургской дистанции пути – «Сокращение затрат на материалы ВСП при переукладке рельсовой плети со сменой рабочего канта», Белгородской дистанции пути – «Сокращение потерь в производственном процессе обслуживания устройств аппаратуры АСДК» и ряд других разработок. 

– Вы упоминали о мультифункциональной инновации региональных дирекций управления движением и тяги. Каковы особенности проекта? 
– На Юго-Восточной железной дороге имеется хороший опыт реализации проектов совершенствования мультифункционального взаимодействия, в том числе в сотрудничестве с соседними магистралями. Такие технологические решения, как правило, имеют значительные экономические и технологические результаты. За отчётный период 2020–2021 годов на железной дороге сделан очередной шаг в этом направлении. Реализовано три мультифункциональных проекта с общим экономическим эффектом 5,9 млн руб. 
Что касается мультифункционала, о котором говорилось выше, то его суть в следующем. Весовая норма на электровоз ВЛ80с на участке Валуйки – Пенза составляет 4500 тонн. При объединении двух локомотивов ВЛ80с по системе многих единиц и управлении одной локомотивной бригадой появляется возможность водить поезда весом уже до 8300 тонн. Формирование тяжеловесных поездов весом 8300 тонн позволило увеличить пропускную способность этого направления, снизить занятость приёмо-отправочных путей и количество операций по обработке поездов в техническом и коммерческом осмотре по станции Валуйки (при сокращении числа составов на 370 единиц в год). В результате внедрения проекта достигаются следующие технологические эффекты. В частности, по станции Валуйки сокращается время на закрепление поездов, исключается коммерческий осмотр составов. Также исключается время на ограждение поездов, на обработку документов и уборку тормозных башмаков. Использование соединённого локомотива под управлением одной локомотивной бригады позволит снизить потребность в локомотивных бригадах на имеющийся объём перевозок. По станциям Лиски и Ртищево исключается смена локомотивных бригад, занятие приёмо-отправочных путей, обработка состава. 

– Как вовлечь сотрудников в работу по созданию проектов? 
– Мы информируем коллективы структурных подразделений, обслуживающих полигон железной дороги, с помощью газетных публикаций, агитационных материалов, буклетов, пресс-релизов, конкурсов по бережливому производству, молодёжного конкурса компании «Новое звено». На железной дороге по тематике бережливого производства в различных форматах подготовки прошёл обучение 441 юговосточник. Мы полагаем, что этого количества специалистов недостаточно. К сожалению, в настоящее время из-за сложной эпидобстановки доступен только дистанционный формат проведения занятий в рамках программ дополнительного профессионального образования. 
Вне всяких сомнений, при должной постановке работы по материальной и нематериальной мотивации проявляется заинтересованность сотрудников во внедрении технологий бережливости, в том числе сложных технически и технологически проектов, и в повышении эффективности конечного результата. 

– Какими вы видите перспективы развития бережливого производства? 
– Считаю, что продолжительный опыт формирования системы менеджмента качества, реализации Программы проектов бережливого производства позволит перейти от методологии проектного управления, не отказываясь от него, к построению бережливой производственной системы ОАО «РЖД». Для этого придётся многое сделать, прежде всего в плане совершенствования каскадной системы подготовки специалистов по всем уровням управления, используя потенциал системы подготовки кадров компании от УЦПК до Корпоративного университета, возможности профильных колледжей и вузов с взаимоувязанными учебными планами и программами. Доработать нормативно-распорядительную и методологическую документацию. Продолжить работу по расширению числа структурных подразделений для приведения их производственной системы к эталонной на принципах бережливого производства. Обеспечить создание базы типовых тиражируемых технологических решений. Задач много, но, как говорится, дорогу осилит идущий. На полигоне ЮВЖД перспективы мы видим в расширении реализации мультифункциональных проектов бережливого производства, вовлечении молодёжи, использовании оборудования, средств малой механизации, выводимых из эксплуатации в ходе организационных мероприятий. В нынешнем году ЮВЖД отмечает 155-летие. Реализация новых проектов, обеспечивающих эффективность производственных процессов, станет хорошим подарком к празднику. 

Беседовал Виктор Минаков