logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Путь проверит робот

На Куйбышевской дороге испытали автоматизированный диагностический комплекс состояния станционной инфраструктуры


На станции Кинель 26 марта завершилась опытная эксплуатация автономной информационно-измерительной системы контроля состояния станционной инфраструктуры (ИИС КСИ), установленной на базе маневрового локомотива ТЭМ18ДМ.
Система, разработанная Научно-производственным центром информационных и транспортных систем (АО «НПЦ «Инфотранс») при консультативной поддержке Куйбышевской дирекции инфраструктуры, действует по принципу диагностического робота, то есть при полной автоматизации работы средств диагностики, без участия человека-оператора.

Как рассказал главный инженер Куйбышевской дороги Денис Аграфенин, наряду с классическими параметрами – ширина колеи, рихтовка и просадки – система измеряет параметры поперечного профиля рельсов: профиль головки рельса, вертикальный и горизонтальный износ головки рельса, подуклонку рельсов, угол наклона поверхности катания. Помимо этого, диагностический робот производит измерение уклонов и построение продольного профиля путей, контроль габаритов приближения строений. Уникальность системы в том, что она позволяет прозводить автоматическую диагностику стрелочных переводов с полным исключением ручных замеров их параметров.

Это позволяет исключить технологически сложную проверку станционных путей с помощью вагонов-путеизмерителей, полностью уйти от ручного труда при проверке стрелочных переводов, повысить объективность и достоверность получаемой информации.

Испытания оборудования проводились в два этапа – летом (с августа по сентябрь 2020 года) и зимой (с февраля по март 2021 года). ИИС КСИ выдержала проверку осенними осадками, воздействие снега и отрицательных температур воздуха. По результатам работы ИИС Самарский центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры регулярно выдавал план-график по промеру путей и заданий на проверку стрелочных переводов. Достоверность полученных данных проверялась ручными измерениями и показаниями вагонов-путеизмерителей.

В отличие от существующей технологии контроля станционной инфраструктуры, основанной на применении ручных или мобильных средств диагностики, а также визуального осмотра с фото- и видеофиксацией обнаруженных неисправностей, ИИС КСИ полностью автоматизирована и практически полностью исключает влияние человеческого фактора.

Измерительное оборудование диагностического робота максимально компактно и не затрагивает штатные системы локомотива. Шкаф с компьютерами размещается с торца маневрового локомотива ТЭМ18ДМ, а измерительный модуль, состоящий из четырёх лазерных сканеров, – под его кузовом. Работать диагностический робот начинает сразу же после запуска локомотива-носителя ТЭМ18ДМ. Также возможна работа системы по заранее составленному графику или при помощи команд от удалённого оператора по беспроводному защищённому каналу с персонального компьютера или ноутбука. В случае выхода из строя локомотива-носителя всё оборудование можно переставить на другую тяговую единицу, что обеспечит непрерывность процесса диагностики и мониторинга станционной инфраструктуры.

Вся диагностическая информация в автоматическом режиме ежедневно передаётся в систему хранения данных, которая на время опытной эксплуатации размещалась на сервере НПЦ «ИНФОТРАНС». Как пояснил Денис Аграфенин, в дальнейшем она может быть размещена на защищённом сервере ОАО «РЖД» в Центре диагностики и мониторинга инфраструктуры. Просматривались и анализировались данные при помощи ещё одной разработки НПЦ «ИНФОТРАНС» – аналитической платформы InfraStation.

Сведения о выявленных в режиме реального времени опасных отступлениях, угрожающих безопасности движения и требующих срочного устранения, автоматически передавались в дистанцию пути для принятия срочных мер. В плановом режиме определялось состояние инфраструктуры, по фактическому состоянию которой планировались виды ремонтов.

Опытная эксплуатация ИИС КСИ подтвердила эффективность робота: система обладает более высокой объективностью проверок за счёт снижения влияния человеческого фактора, а также оптимизирует работы по содержанию, замене, установке стрелочных переводов и в перспективе позволяет пересмотреть нормативы срока их службы. Кроме того, безлюдные технологии повышают безопасность работ и снижают издержки на аварийные работы за счёт сокращения времени нахождения работников на путях.
«ИИС КСИ может быть дооснащена и другими измерительными системами, к примеру, для сбора видеоинформации о состоянии устройств автоматики и телемеханики – дефектов скреплений и элементов напольных устройств ЖАТ. Это позволит сформировать полную и функционально законченную комплексную автономную систему диагностики станционной инфраструктуры», – отметил Денис Аграфенин.

До конца года хотят провести приёмочные испытания и принять опытный образец в подконтрольную эксплуатацию. Технологию планируется внести в отраслевой Реестр средств измерений, испытательного оборудования и методик измерений, применяемых в ОАО «РЖД», а также разработать регламент взаимодействия ОАО «РЖД» с НПЦ «ИНФОТРАНС» на стадиях всего жизненного цикла информационно-измерительной системы.

Александр Северов