logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Расход под контролем

Значительную экономию топливно-энергетических ресурсов на МЖД обеспечивает Дирекция тяги


По результатам работы за шесть месяцев этого года нормативы удельного расхода топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на тягу поездов, установленные компанией для столичной магистрали, выполнены полностью, сообщил «Московскому железнодорожнику» исполняющий обязанности начальника Топливно-энергетического центра (НТЭЦ) МЖД Виталий Дедков. По его словам, на дороге есть потенциал для рационального использования подвижного состава, энергосберегающих технологий и технических средств.
Рост потребления, стоимость и степень влияния на окружающую среду заставляют искать пути экономии энергоресурсов. «Эта работа находится под постоянным контролем руководителей предприятий, работающих на полигоне дороги», – говорит Виталий Дедков.

Так, экономия электроэнергии в первом полугодии составила на МЖД 1,3% (21,8 млн кВт·ч), дизельного топлива – 0,8% (621 тонна). Нормативы удельного расхода выполнены по итогам шести месяцев всеми причастными дирекциями. Экономия к праву расхода по Московской дирекции тяги составила 13,6 млн кВт·ч (1,9%) электроэнергии и 541 тонну (0,7%) топлива, по Московской дирекции моторвагонного подвижного состава – 36,5 млн кВт·ч (6,6%) электроэнергии и 80 тонн топлива (4,2%), по Московской дирекции скоростного сообщения – 6,2 млн кВт·ч (6,9%) электроэнергии. Удельный расход электроэнергии на тягу поездов Московской дирекции тяги в сопоставлении с прошлым годом сократился на 4,1% (относительно плана – на 1,9%), по Московской дирекции моторвагонного подвижного состава – на 7,6% (6,6%), по Московской дирекции скоростного сообщения – на 2,9% (6,9%).

Работники центра продолжают вести мониторинг, формировать аналитическую информацию, отражающую ситуацию с ресурсосбережением на МЖД. «Проведённый анализ основных каналов формирования потерь энергоресурсов показал, что столичная магистраль обладает значительным потенциалом в этой области, – говорит Виталий Дедков. – Речь идёт в первую очередь о более рациональном использовании подвижного состава и энергосберегающих технологий и технических средств».

Значительное место при экономии ТЭР отводится и такому энергосберегающему фактору, как рекуперативное торможение. Локомотивные бригады Дирекции тяги широко используют этот технологический процесс, обеспечивающий возврат электроэнергии в контактную сеть. За счёт его применения эксплуатационные локомотивные депо, как правило, справляются с заданиями по энергосбережению. Рост возврата рекуперации в целом по дирекции составил 102,7% относительно планового задания.
«Среди значимых мер, обеспечивающих повышение эффективности рекуперативного торможения, – настройка его неисправных схем, обучение и материальное стимулирование работников локомотивных бригад. Как результат такой работы – понимание среди работников дирекции того, какой положительный эффект достигается за счёт использования рекуперации. То есть речь идёт не только о снижении энергоёмкости перевозочного процесса в целом, но и об экономии таких расходных материалов, как, например, тормозные колодки», – рассказывает Виталий Дедков.

Ресурсосберегающие системы используются на подвижном составе. В первом полугодии 2020 года 88 маневровых тепловозов серии ЧМЭ3 и 10 серии ТМ18ТМ оснащены системой автоматического запуска и остановки дизеля тепловозов. Её использование позволяет избежать лишних затрат на непроизводительный расход топлива, увеличивает ресурс работы дизеля. В процессе работы система даёт возможность глушить дизель, поддерживая при этом его рабочую температуру, что особенно актуально в холодное время года. Специалистами НТЭЦ совместно с работниками депо продолжается внедрение колонок низковольтного питания как в пригородном комплексе, так и в Дирекции тяги. Такой проект, после того как он был успешно реализован в моторвагонных депо Александров и Домодедово, сегодня взят на вооружение и другими предприятиями.

Мероприятия по сокращению потребления энергетических ресурсов выполнялись и другими подразделениями МЖД. Например, в Московской дирекции по тепловодоснабжению последнее время ведётся техническое перевооружение котельных в пунктах технического обслуживания локомотивов на природный газ, что сокращает расходы на дизельное топливо и каменный уголь. Светодиодная система освещения на жёстких поперечинах внедрена на объектах опытных путевых машинных станций (ОПМС-58, ОПМС-68, ОПМС-96) Московской дирекции по ремонту пути. На полигоне столичной магистрали повсеместно выполняется оптимизация режимов работы систем вентиляции и кондиционирования производственных, бытовых и административных помещений.
«На полигоне МЖД уже не стоит вопрос, быть или не быть ресурсосберегающим технологиям в сфере тепло- и энергосбережения. Для достижения максимального эффекта энергосбережения необходимо заниматься этими вопросами системно и охватывать все сферы железнодорожной деятельности. По программе ресурсосбережения осваиваются миллионы рублей, и наша задача состоит в том, чтобы такая работа не пускалась на самотёк, необходим жёсткий контроль за эффективностью использования топливно-энергетических ресурсов», – заметил Виталий Дедков.

Владимир Горелкин