logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Шаги в правильном направлении

Владимир Андреев, и.о. заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД»

Умение заглянуть в будущее, чтобы поставить правильные стратегические цели, стало необходимым условием для развития любой государственной компании, и ОАО «РЖД» не является исключением. Для того чтобы продолжать быть успешным и конкурентоспособным на рынке транспортных услуг, ОАО «РЖД» необходимо искать и находить решения, предвосхищающие потребности клиентов и позволяющие зарабатывать и развиваться на новых рынках. 

Для этого уже сделаны определённые шаги: в частности, выстроена система планирования, прогнозирования и приоритизации деятельности по внедрению инноваций, включающая в себя форсайт и бенчмаркинг как инструменты выработки долгосрочных приоритетов инновационного и научно-технологического развития компании. 

Систематизация долгосрочных приоритетов в виде стратегических и программных документов компании, реализация сформированных в соответствии с выработанными приоритетами мероприятий, мониторинг и корректировка планов и программ с учётом достигнутых результатов – всё это позволяет нам определить целевое состояние и выработать пошаговый план по его достижению. При этом шаги могут быть длиной от года до десятилетия, главное – это следить за тем, чтобы каждый шаг делался в нужном направлении. 

Основной документ в сфере развития инновационной деятельности компании – это Комплексная программа инновационного развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года, учитывающая приоритеты, отражённые в национальных проектах, программах, планах и соглашениях, а также в основных стратегических документах компании, и основывающаяся на результатах бенчмаркинга. Ежегодно мы оцениваем уровень технологического развития холдинга по сравнению с крупнейшими мировыми железнодорожными компаниями и приоритизируем в холдинге «РЖД» лучшие практики, технологии и технические решения. В рамках программы реализуются инновационные проекты мирового уровня, например внедрение беспилотных систем управления тяговым подвижным составом, автоматизация поездов «Ласточка» на Московском центральном кольце, развитие Московских центральных диаметров, строительство высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Реализация таких масштабных проектов подтверждает высокий уровень технологического развития железнодорожной отрасли в России. 

ОАО «РЖД» – одна из немногих российских госкомпаний, которая провела форсайт и спрогнозировала, как будет выглядеть будущее через 30 лет, выявив основные тренды развития транспортной отрасли и определяющие их факторы. 

Декарбонизация и ужесточение климатического регулирования, являясь драйвером для долгосрочного инновационного и научно-технологического развития ОАО «РЖД», повлияют на снижение спроса на углеродное сырьё в мире и стоимость жизненного цикла «зелёных» технологий на железнодорожном транспорте. Через пару десятилетий железнодорожные составы будут строить из высокотехнологичных низкоуглеродных материалов с активным применением в тяговом и вспомогательном приводе подвижного состава альтернативных источников энергии. 

Ещё один тренд – это цифровизация экономики и кастомизация товаров и услуг, влияющая на интеграцию транспортного рынка, изменение спектра транспортных услуг и повышение скорости доставки товаров. 

Всё вышеперечисленное будет тесно связано с ростом населения и развитием крупных городов – урбанизацией, которая сформирует спрос на высокоскоростное сообщение между крупными мегаполисами, а также повлияет на рост микромобильности и изменение городских транспортных систем. Сегодня ОАО «РЖД» активно участвует в развитии городской транспортной инфраструктуры, способствуя стремительному росту бесшовных интермодальных перевозок и интеграции различных транспортных систем на горизонте до 2050 года. Кроме того, ОАО «РЖД» участвует в строительстве мультимодальных логистических хабов и формировании транспортных коридоров, связывающих крупные городские агломерации. 

Развитие умных энергосистем, интеграция железной дороги в городские транспортные системы, цифровая трансформация перевозочного процесса и изменение бизнес-моделей транспортно-логистических компаний – вот вызовы развития железнодорожной отрасли и новые возможности для ОАО «РЖД». Одна только автоматизация и роботизация подвижного состава с учётом развития искусственного интеллекта создаст новую волну повышения производительности труда, но в то же время станет причиной невостребованности 50% традиционных рабочих мест, что потребует массового переобучения и перепрофилирования персонала. 

Для достижения «целевого образа будущего» ОАО «РЖД» уже сегодня инвестирует в инновационное и научно-технологическое развитие компании с учётом видения горизонта 2050 года и находится в постоянном диалоге с государственными регуляторами, российскими и зарубежными производителями, научно-отраслевым комплексом страны и частным бизнесом. 

Гудок