logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Сказки по телефону

Как не стать жертвой мошенников


За последние полгода число клиентов финансовых организаций, которые столкнулись с мошенниками, увеличилось с 31% до 45%, следует из последнего исследования аналитического центра «НАФИ». В Банке России утверждают, что главным оружием злоумышленников остаётся телефон. Как избежать обмана, выяснял «Гудок».
На состоявшемся на прошлой неделе форуме информационной безопасности «Инфофорум» директор Департамента информационной безопасности Центробанка Вадим Уваров рассказал о том, что финансовые мошенники повышают ставки в своей игре. «87% суммы ущерба граждан приходится на атаки именно с использованием мобильной связи. И если раньше основной «легендой» телефонных мошенников была угроза средствам граждан на их карте, то теперь на первое место вышла угроза накоплениям на счёте. Ведь «средний чек» по таким атакам гораздо выше», – сказал Вадим Уваров.

В конце января Центробанк сообщил о новой схеме обмана по телефону. Представляясь сотрудниками МВД или других правоохранительных органов, аферисты сообщают клиентам банков, что в их отношении возбуждено уголовное дело по заявлению ЦБ. Якобы для того, чтобы разобраться с ситуацией, звонящие просят сообщить им полную информацию о карте, включая срок действия и три цифры с оборота.
«ЦБ не подаёт заявления в правоохранительные органы в отношении операций без согласия клиентов кредитных организаций. Если во время телефонного разговора незнакомый человек ссылается на инициированный Банком России уголовный процесс – это злоумышленник», – заявили в ЦБ.

Регулятор напоминает, что сотрудники банков не звонят с просьбой предоставления персональных данных (номеров карт, одноразовых паролей из СМС), не просят коды из СМС для отмены совершённых «мошеннических операций».
«При этом аферисты могут обратиться к человеку по имени, назвать банк, где у него открыты счета. Эту информацию они берут из открытых источников – социальных сетей или покупают базы данных на чёрном рынке», – обратили внимание в ЦБ.

В случае такого звонка человеку нужно прекратить разговор и самостоятельно обратиться в банк по телефонам, указанным на оборотной стороне карты или на официальном сайте банка.

Как сказано в последнем исследовании аналитического центра «НАФИ», за последние полгода число клиентов финансовых организаций, которые столкнулись с мошенниками, увеличилось на 14% (с 31% до 45%), при этом показатель реально пострадавших не изменился по сравнению с первым полугодием 2020 года и составляет 4%.
«Это может свидетельствовать о том, что мошеннические схемы медленно, но всё же теряют свою эффективность: для достижения такого же результата по вымоганию денег, как и раньше, злоумышленникам приходится обзванивать в полтора раза больше людей и находить новые схемы», – уточняет директор «НАФИ» Гузелия Имаева.

Виталий Маслюк