logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Скорость и мастерство

Машинисты «Ласточек» соревновались в корпоративном чемпионате RZDSkills


В моторвагонном депо Подмосковная 30 сентября завершился региональный этап чемпионата по методике WorldSkills RZDSkills в компетенции «Управление локомотивом». По итогам соревнований в тройке лучших машинистов «Ласточек» оказались два представителя Московской дирекции скоростного сообщения и один – Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава.
В течение двух дней право считаться лучшими оспаривали машинисты и помощники машиниста электропоезда «Ласточка» Московской дирекции скоростного сообщения (МДОСС) и Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава. По итогам соревнования из 10 участников чемпионата жюри выбрало тройку победителей. Ими стали Алексей Кузнецов (Октябрьская дирекция моторвагонного подвижного состава) и два представителя Московской дирекции скоростного сообщения Юрий Шаповалов и Роман Халюкин.

Выступление конкурсантов оценивали восемь экспертов. Чтобы оценки были объективными, в состав жюри помимо двух представителей от Московской и Октябрьской дирекций были приглашены по одному специалисту от Северо-Западной и Южной дирекций скоростного сообщения.

В первый день конкурсантам предстояло показать знание Правил технической эксплуатации, продемонстрировать оказание первой медицинской помощи с использованием тренажёра. Затем на другом тренажёре имитировать проезд по участку обслуживания электропоезда «Ласточка», продемонстрировать реакцию на возникновение нестандартной ситуации, которая может возникнуть в ходе поездки. Днём позже конкурсанты по предложенному шаблону производили обмер колёсных пар и выдавали заключение об их готовности к эксплуатации. На завершающем этапе соревнования машинисты и помощники машиниста уже непосредственно на «Ласточке» определяли неисправность, из-за которой состав не приводился в движение.

Некоторые из особенностей конкурса разъяснил один из представителей судейского корпуса начальник отдела эксплуатации подвижного состава на Московском центральном кольце Московской дирекции скоростного сообщения Павел Журавлёв. По его словам, состязания данного формата оцениваются по иной методике, нежели привычные конкурсы профессионального мастерства. Здесь каждый из экспертов вначале определялся, насколько выполненное конкурсантом задание соответствует установленным стандартам. Для этого он пользовался изначальными критериями, заявленными регламентом чемпионата. На основе таких показателей формировалась оценка выступления каждого из участников. Полученные от экспертов данные, причём без указания имён участников чемпионата, передавались главному эксперту конкурса. И уже выполнявший эту обязанность начальник отдела эксплуатации Южной дирекции скоростного сообщения Сергей Пахомов заполнял в установленном порядке ведомость, выгруженную из информационной системы чемпионата (CIS).

Среди зрителей соревнования был и машинист-инструктор по техническому обучению депо Подмосковная МДОСС Сергей Каримов. Как он считает, для повышения уровня профессиональной квалификации подобные мероприятия – лучшее подспорье.
«Нынешний скоростной график на Московском центральном кольце и радиальных направлениях при достаточно коротких интервалах заставляет локомотивные бригады постоянно и совершенствовать знания того, как устроены и функционируют основные системы поезда, и отрабатывать до автоматизма навыки действий при возможном возникновении нестандартных ситуаций, – говорит он. – Только за счёт теоретических занятий достичь такой цели невозможно. Конкурсы, в ходе которых их участникам предлагается найти единственно верное решение в нестандартных ситуациях, гораздо эффективнее. Ведь на деле с такой ситуацией локомотивная бригада может столкнуться в любой момент. Другое дело, когда конкурсы проводятся по одному и тому же сценарию. Такое однообразие может отрицательно сказаться на мотивации их участников.

В Московской дирекции скоростного сообщения, как рассказывает один из призёров прошедшего конкурса машинист Роман Халюкин, у любителей посоревноваться недостатка в предложениях нет. Практически каждую неделю в спор считаться лучшими на линейном уровне вступают не менее 10 локомотивных бригад этой дирекции, так что для участия в чемпионате по методике WorldSkills RZDSkills не было проблем, кого выбрать. Как участник соревнования нового формата Роман не сомневается, что для него, как и других конкурсантов, состязания дали импульс для профессионального роста. Каждому из них помимо сертификатов переданы решения с указанием того, какие из заданий конкурса выполнены на отлично, а выполнение каких требует дополнительной работы.

Победитель чемпионата Алексей Кузнецов доволен не только итоговым результатом конкурса, но и теми задачами, которые пришлось решать в ходе участия. В должности машиниста, как рассказывает Алексей, он работает с 2012 года. Сначала работал на электровозе в депо Москва-Сортировочная-Рязанская. С 2016 по 2019 год трудился в МДОСС, откуда перешёл на Октябрьскую дорогу, где обслуживает направление Москва – Тверь.
«С моим опытом работы на «Ласточках», – рассказывает он, – не составляло проблем выполнить конкурсные задания, ориентированные на практическое обслуживание электропоездов. Сложнее было с обмером колёсных пар, поскольку в ходе производственного процесса машинисты, как правило, с этим не сталкиваются. Как бы там ни было, обнаружился пробел в навыках, который будем ликвидировать».

Удовлетворение результатами конкурса высказал и заместитель начальника Дирекции скоростного сообщения по кадрам и социальным вопросам Алексей Затопляев. «Участникам чемпионата, учитывая сложность заданий, пришлось демонстрировать глубокое понимание производственного процесса. При этом группой экспертов проделана большая работа при разработке заданий. Это было по-новому, нужно было чётко соблюдать не только процедуру заданий, но и критерии выставляемых оценок. Надо сказать, что в процессе состязания появились идеи, как сделать конкурс более масштабным. Важно и то, что чемпионат дал возможность посоревноваться коллегам двух дирекций. Думаю, что мы присутствуем при возникновении ещё одной традиции, позволяющей лучше узнавать друг друга, налаживая партнёрские отношения», – заметил он.

Владимир Горелкин
Фото автора