logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Техническое зрение помогло увидеть перспективы

Как стало известно «Гудку», в Дирекции тяги подвели итоги приёмочных испытаний программно-аппаратного комплекса помощи машинисту локомотива (ПАК ПМЛ). Результаты соответствуют техническому заданию, и конструкторская документация на это изделие получит по результатам испытаний литеру O1, которая позволяет производителю изготовить, а ОАО «РЖД» эксплуатировать на железной дороге определённое количество таких комплексов.

Приёмочные испытания ПАК ПМЛ проходили в феврале в эксплуатационном локомотивном депо Лоста Северной дирекции тяги после подконтрольной эксплуатации пяти маневровых ЧМЭ3. Ещё пять маневровых локомотивов с ПАК ПМЛ на станции Дёма Куйбышевской дороги в феврале также успешно завершили подконтрольную эксплуатацию, которую проводили с ноября 2020 года. По этому поводу представителями КбшЖД был составлен соответствующий протокол.

ПАК ПМЛ представляет собой блок из видеокамер и радаров, следящих за обстановкой по пути следования локомотива, компьютера, монитора и уникального программного обеспечения. Один из основных элементов программного обеспечения – нейросеть – разработан компанией ООО «Когнитив Роботикс». В память заложены цифровая карта станции и алгоритм, способный по данным с камер и радаров определить запрещающее показание светофора по маршруту следования, препятствие (человек, подвижной состав, тупиковая призма или что-то другое), а также расстояние до него с оценкой угрозы для движения. Информация о препятствии голосом и световой индикацией на мониторе информирует машиниста. Если возникает угроза безопасности движения, а машинист не реагирует, включается принудительное торможение. Системой оборудованы маневровые локомотивы ЧМЭ3, которые с начала ноября 2020 года проходили подконтрольную эксплуатацию на станциях Лоста и Дёма. В ОАО «РЖД» сегодня значительная часть нарушений по проезду на запрещающий сигнал светофора связана именно с маневровой работой локомотивов.

Как пояснил «Гудку» руководитель департамента внедрения и сопровождения компании «Когнитив» Юрий Минкин, в 2020 году успешно прошли испытания по опытному пробегу (каждый локомотив должен был наработать 300 часов в присутствии представителя производителя), затем с ноября 2020 года проходили уже подконтрольные испытания, где машинист работал в кабине без представителя компании. Этот этап завершился приёмкой на станции Лоста с присвоением литеры O1. Эта литера даёт возможность произвести и эксплуатировать на всей железнодорожной инфраструктуре уже более крупную опытную партию устройств. Количество ещё будет определено соглашением сторон, но это будет уже несколько десятков устройств.
«Испытания на Северной дороге мы успешно прошли, приёмочная комиссия была, и литера O1 позволит нам произвести уже опытную партию. На Дёме по результатам подконтрольной эксплуатации мы получили протокол об её успешном завершении, подписанный представителями Куйбышевской дороги, – говорит Юрий Минкин. – Этот протокол мы представили приёмочной комиссии в Лосте. Нашей целью является получение литеры А, которая позволяет начать уже массовое промышленное производство. Но для этого ещё предстоит учесть пожелание заказчика по расширению функционала и пройти процедуры декларирования соответствия стандарту ТР ТС 001/2011 – Технический регламент Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава».

Заместитель главного инженера Дирекции тяги ОАО «РЖД» Кирилл Никольский, который является членом приёмной комиссии, рассказал «Гудку», что по результатам испытаний в целом комплекс соответствует техническому заданию. В абсолютном большинстве случаев он правильно распознаёт характер препятствий и вовремя реагирует на них даже при скорости порядка 40 км/ч.
«Когда будет изготовлена опытная партия комплектов ПАК ПМЛ, испытания продолжатся, в том числе и на других станциях. Это важно, потому что настройки для каждой станции индивидуальны, а в память системы закладываются образы элементов конкретной инфраструктуры».

По его словам, сейчас от компании-производителя требуется завершить настройки этой очень сложной и новой для железнодорожного транспорта системы, чтобы найти оптимальную чувствительность, которая, с одной стороны, позволит минимизировать ложные срабатывания системы, с другой – обеспечит заданный уровень надёжности выявления опасных ситуаций. Для массового внедрения прибор будет готов тогда, когда найдут такую комбинацию настроек, которая уже не потребует постоянной поддержки специалистов-разработчиков и позволит самостоятельно устанавливать и эксплуатировать ПАК ПМЛ силами сотрудников РЖД.

Сергей Плетнёв