logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Топливо легче воздуха

Водород постепенно будет дешеветь и становиться рентабельным


Объединённый учёный совет ОАО «РЖД» полагает, что в России будет спрос на инновационные составы, работающие на водородном топливе, поскольку у них есть перспективные области применения. Сегодняшняя стоимость наиболее дешёвого водородного топлива из сырья, изготовленного самым неэкологичным способом, уже позволяет конкурировать с ценой на дизельное. Такие выводы сделали участники совета, посвящённого перспективам применения альтернативного вида топлива на железнодорожном транспорте, который прошёл в конце февраля.
Председатель Учёного совета ОАО «РЖД» Борис Лапидус полагает, что спрос внутри России на транспорт на водородной тяге будет значительный. Пока предполагается, что к 2030 году на Сахалине и в Калининградской области может появиться порядка 20–25 поездов.
«Водородный транспорт можно будет также использовать в курортных зонах, в Сочи, на Кавказе, на Алтае, в крупных городских агломерациях, – говорит учёный. – К примеру, сейчас рядом с Байкалом применяются дизельные маневровые локомотивы, и если их заменить на водородные, то тем самым мы значительно улучшим экологическую обстановку на этой территории, которая имеет огромную значимость для страны и мира. Поэтому я полагаю, что до 2030 года спрос может составить до 100 машин».

Более того, руководство ОАО «РЖД» поставило задачу проработать возможность использования водородных локомотивов на БАМе. Исходное топливо для производства водорода в виде угля и природного газа там имеется, а если проект признают перспективным, то, возможно, удастся избежать крупных расходов на электрификацию восточной зоны БАМа, строительства там дополнительных генерирующих мощностей и сетей.

Ранее в ОАО «РЖД» было принято решение, что с 2025 года компания отказывается от закупок дизельных тепловозов и станет приобретать подвижной состав только на экологически чистых видах топлива.

В Европе водородные поезда уже ходят с 2018 года на пассажирском маршруте в Нижней Саксонии. Ведущим разработчиком здесь является компания Alstom со своим поездом Coradia iLint. При этом, хотя поезд и перевозит пассажиров, всё равно он считается экспериментальным, и там ещё отрабатываются технологии доставки топлива и безопасной заправки. В целом европейские производители (водородные составы производит ещё и Siemens) уже имеют заказы на 100 поездов до 2026 года.

Для ОАО «РЖД» также разрабатываются проекты различных типов подвижного состава на водородном топливе. Этим занимается ООО «ИнЭнерджи» – группа компаний, специализирующаяся на электрохимических технологиях и уникальных индустриальных решениях для промышленности в партнёрстве с академическими физическими институтами. Генеральный директор этой компании Алексей Кашин рассказал, что сейчас есть шесть проектов, в числе которых межрегиональный поезд, который можно будет использовать на неэлектрифицированном участке от Москвы до Иваново, маневровый локомотив, путеукладочный поезд, стационарные объекты, а также локомотив для Детской железной дороги. Разработка проектов заключается в том, что определяется наилучшая и самая экономичная конфигурация объектов, анализируются наиболее подходящие конструкторские элементы, экономически просчитывается вся конструкция.
«Мы исходили из того, что стоимость килограмма водорода будет менее 100 руб., и заложили в оборудование 20% амортизации в год, – говорит Алексей Кашин. – По нашим расчётам, проекты, где есть водород как топливо, экономически выгодны для железной дороги».

Но здесь следует оговориться. Сейчас стоимость килограмма водорода действительно составляет порядка 100 руб. Однако речь идёт о «сером» водороде, получаемом процессом парогазовой конверсии из природного газа, или «буром», получаемым из угля путём его газификации с применением электроэнергии из общей энергосистемы. И экологически чистым такой способ на назовёшь, поскольку при таком производстве выбрасывается очень много углекислого газа. Если углекислоту при этом улавливать и утилизировать, получается уже «голубой» водород – экологически более чистый, но и более дорогой.

Есть ещё «оранжевый» водород, выработанный при использовании энергии атомных электростанций. По выбросам углекислоты он чистый, но политически неприемлемый для многих экологических организаций из-за непринятия АЭС.

А самый чистый «зелёный» водород делают при использовании возобновляемых источников энергии. Только он стоит в 10 раз дороже «серого», и до 2050 года при всех расчётах не удастся выработать достаточное количество «правильного» водорода, чтобы обеспечить им все планы по развитию транспорта в экономически развитых государствах.

Как дальше будет проходить эволюция взглядов на экологичность водородного топлива и какие последуют выводы из использования компаниями газа того или иного цвета, прогнозировать пока невозможно. «В перспективе стоимость «зеленого» водорода будет стремиться к цене «голубого», – замечает руководитель Центра компетенций НТИ «Технологии новых и мобильных источников энергии» при ИПХФ РАН Юрий Добровольский. – В этом году расчёты впервые показали, что городской автомобильный транспорт на водороде, если исходить из стоимости жизненного цикла, стал дешевле, чем тот, который использует дизельное топливо».

Расчёты показывают, что после 2030 года стоимость килограмма «голубого» и «зелёного» топлива может составить от $4 до $6. При этом следует учесть, что пока много газа теряется при транспортировке и заправке, само оборудование дорого, но в данном случае технологии постоянно улучшаются, и далее может быть рентабелен и более «экологичный» водород. Тем не менее, как полагает Юрий Добровольский, несмотря на то что к 2050 году большая часть выработанного водорода будет не «зелёная», а «голубая», в экологическом аспекте это всё равно движение вперёд, потому что выбросы уменьшатся. Для России вполне возможно производство «голубого» и «оранжевого» водорода из природного газа, которого в стране значительное количество.

Игнат Вьюгин