logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Тяга ручной работы

Красноярский помощник машиниста строит из бумаги модели электровозов и тепловозов


Помощник машиниста электровоза эксплуатационного локомотивного депо Ачинск-1 Красноярской дирекции тяги Сергей Таран на досуге создаёт модели локомотивов из картона и бумаги. Это почти ювелирный процесс и трудоёмкий – на изготовление одного экземпляра уходит около года. В минувшую пятницу, 28 мая, Сергей завершил работу над моделью польского паровоза Ту23 в масштабе 1:25.
Этот локомотив в качестве образца для изготовления модели мастер выбрал из-за его эстетики. 
«Грузовой магистральный паровоз Ту23, который на польском называется Towarowy, то есть «товарный», эксплуатировался в Польше в 1923–1939 годах, – рассказывает Сергей Таран. ‒ Он был основным грузовым паровозом и считался одним из лучших локомотивов Польши. В 1937 году на его основе был создан Tу37». 

Для изготовления своих моделей ачинский локомотивщик использует бумагу и картон. В зависимости от плотности, структуры, рельефа и пластических характеристик разные сорта бумаги дают разные эффекты при изготовлении деталей. В дело идёт и фотобумага, и листы для инженерных чертежей, и пенокартон ‒ он лёгкий, плотный и хорошо режется. 
«Бумага – достаточно прочный материал, если работать с ней грамотно, ‒ делится секретами моделизма Сергей Таран. – А если клеить детали в несколько слоёв, то конструкции из них выдержат даже прыжок кота. Это я говорю из личного опыта: мой кот неоднократно приземлялся на модели локомотивов, пока я не нашёл безопасное место для их хранения». 

Особенно сложно, по словам Сергея, придавать форму и клеить выпуклые и округлые части тепловозов и электровозов, например колёса или поверхность кабины локомотива. Но самая тонкая работа – изготовление спиц колёсных пар. 
«Многие детали я «выминаю» руками, ‒ объясняет мастер. – Технология похожа на работу скульптора с пластилином или глиной». 

«Выкройки» своих моделей Таран находит в Интернете. Каждую дорабатывает под свои творческие и технические задачи. Говорит, что время на увлечение удаётся найти не каждый день, поэтому на создание одного локомотива уходит около года. Для работы он использует хирургический скальпель, несколько видов ножниц, в том числе маникюрные – для самых мелких деталей. Вырезанные детали мастер покрывает акриловыми красками с помощью аэрографа или краскопульта. 

Самым первым изделием ачинского мастера был электровоз ВЛ80 в масштабе 1:45 – его Сергей сделал три года назад. Его он подарил другу и принялся за новую модель – ВЛ60. А следующим локомотивом, который Сергей Таран планирует воплотить в масштабе 1:25, станет грузовой секционный электровоз ЭС5К «Ермак» ‒ такие поступили на Красноярскую дорогу в 2019 году и отлично себя зарекомендовали в грузовых перевозках. 

Также в планах ачинского мастера найти единомышленников на сети РЖД, чтобы обмениваться «выкройками» и секретами изготовления моделей локомотивов. А ещё – освоить компьютерную программу 3D-моделирования, чтобы создавать собственные «выкройки» в нужном масштабе, загружать и обрабатывать архивные чертежи ретровагонов и локомотивов, данные из книг по технической эксплуатации подвижного состава. Думает Сергей попробовать изготовить модели из других материалов: пластика, дерева или металла. 

Интерес Сергея к железной дороге, локомотивам и профессии машиниста зародился ещё в детстве. Его семья в то время жила на БАМе, бабушка работала проводником на поезде Тында – Кисловодск. Во время каникул Серёжа повидал разные города на протяжении этого маршрута, а в пути постоянно думал о людях, которые ведут поезд днём и ночью. Повзрослев, Таран окончил Боготольский лицей № 7 и стал помощником машиниста электровоза. В 2020 году он с отличием завершил курс в Красноярском учебном центре, получил удостоверение машиниста и сейчас проходит обкатку в грузовом движении, готовясь пересесть за правое крыло электровоза. Сергею Тарану предстоит водить тяжеловесные поезда до Красноярска, Мариинска, Новой Еловки и Красной Сопки. 

Дарья Кот 
Красноярск