logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Выразительные средства обучения

Обучение железнодорожным профессиям по «удалёнке» требует от преподавателей особого творческого подхода. В этом убедился корреспондент «Московского железнодорожника», побывав в минувший вторник на дистанционных занятиях учебных групп в Подбельском подразделении Московского учебного центра профессиональных квалификаций (МУЦПК).

В 8.45 в аудитории № 223 начинается удалённый урок для группы МА-3-П – машинистов специального самоходного транспорта из Московской дирекции путевых машин. Тема «Устройство и расположение оборудования на автомотрисе АДМ-1.3». Учащиеся заняли место у своих домашних компьютеров в Москве, Калуге, Брянске, Курске, Туле, Орле и Смоленске. Преподаватель высшей категории, в прошлом инженер-технолог Олег Скобликов проводит перекличку: «Хамутов, Антипов, Казаков...» Всего 22 человека, все на месте и готовы к занятию... Несколько указаний по чёткости и эстетике картинки на мониторе и команда: «Поехали!»

На экране дисплея объект изучения – автомотриса АДМ-1.3. Цветная, с тщательно прорисованными деталями: двумя колёсными парами, платформой, кабиной, краном. «Ребята, повторим устройство и расположение оборудования, – говорит Олег Скобликов. – Автомотриса, предназначенная для аварийно-восстановительных работ, состоит из кабины, крановой установки грузоподъёмностью 5 тонн, на которой расположены технологические люльки, а также стрела. Подъём осуществляется за счёт жёлтых наших цилиндриков, которые находятся вот здесь...»

Передвигая курсор-стрелку, Олег Скобликов обрисовывает каждую деталь. Его действия отображаются на мониторах учащихся. На курсоре, к слову, ФИО преподавателя. Факт примечательный, который говорит мне об отношении учителя к своим ученикам и собственно процессу дистанционного обучения. Сам он уже знает всех поимённо. «За 440 учебных часов сроднился», – замечает начальник Подбельского подразделения МУЦПК Владимир Шишкин, который время от времени заходит в аудиторию, чтобы убедиться, что у группы всё в порядке.

Машинисты специального самоходного транспорта обучаются с нуля, общий курс составляет около полугода. Группа МА-3-П ещё и экватор не пересекла. По словам Владимира Шишкина, со Скобликовым им повезло. «Он добился наилучших результатов в дистанционном показе, даже даёт некоторые элементы в проекции 3D», – рассказывает Владимир Шишкин.
«Снизу два крана, 394-й и 254-й, которые в дальнейшем мы с вами будем изучать, – продолжает преподаватель. – Радиостанция, кондиционер, электрический щиток... Аппарат управления – движение машины вперёд-назад. Пневматический цилиндр, генератор, аккумуляторные батареи...» На экране появляются крупные подробнейшие планы узлов машины. Рассказывает преподаватель сочно, не монотонно, заинтересованно, как может, наверное, только человек, который относится к технике как к предмету одухотворённому. С высокой плотностью речи – за 6 часов занятия (с перерывом на обед) надо передать максимум информации.

В перерыве занятия он скажет мне, что очно ему всё равно работается интереснее, потому что ребята сами садятся за руль машины, трогаются и у них «такой азарт появляется». «Картинка – это совсем другое восприятие», – говорит он. Дистанционный материал, по словам преподавателя, даётся ученикам непросто, но они стараются. «Начинающие вообще, как мне кажется, более серьёзно и сознательно относятся к обучению, нежели готовые специалисты к повышению своей квалификации. Для группы повышения квалификации дистанционное обучение подходит идеально, – говорит Олег Скобликов. – Они уже знают машину, перечень зачётных вопросов и могут готовиться самостоятельно. Я только успеваю дать информацию о новой технике. А новичкам в профессии, конечно, нужна практика – потрогать, почувствовать...»

В соседней аудитории № 222 в это время как раз повышали свою квалификацию «высотники». Группа РПВ-154 – это 26 электромонтёров из 13 дистанций сигнализации, централизации и блокировки и два работника вагонно-эксплуатационных депо.

«Сегодня мы приступим к расчёту свободного пространства, – говорит в микрофон преподаватель Павел Кондратенко. – А пока обратите внимание на слайды – человек работает на площадке, на высоте, на нём надеты страховочная привязь и строп с амортизатором. Они должны иметь длину не более 2 метров». И затем о факторе маятника, анкерном устройстве, нагрузке на амортизатор, требованиях к страховочным системам и рабочему месту…

«Мы изучаем правила работы на высоте, приёмы первой медицинской помощи, – рассказал он мне чуть позже. – Ребята воспринимают информацию хорошо, активно задают вопросы. Курс обучения – 3 дня и 1 день практики, которую проходит каждый у себя на производстве, так как специфика работы электромехаников контактной сети и вагонной службы отличается».

Стиль дистанционного преподавания у Павла Кондратенко тоже отличается. Другая мелодика речи, интонация, ритм. Говорит спокойно, размеренно, с паузами. Эту аудиторию практически не надо держать, у них внимание и так на уровне, потому что их знания – это их безопасность и жизнь.
«На очном обучении «высотников» учащиеся имеют возможность выполнять действия по освоению снаряжения, – говорит Владимир Шишкин. – Сейчас преподавателю приходится показывать на себе». И в следующую минуту Павел Кондратенко действительно надевает страховочное оборудование и демонстрирует ученикам на камеру правильную длину строп. Личный пример преподавателя лучше любого готового видеоролика.


Гудок