logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Записки машиниста прошлого века

Ветеран Горьковской дороги, бывший машинист Владимир Шуин почти 20 лет трудится хранителем музея моторвагонного депо Горький-Московский, одного из старейших на магистрали. Самым уникальным из всех экспонатов он считает технический формуляр машиниста паровоза Ивана Батуры, заполненный в 1915 году.

Молодых помощников и машинистов XXI века, которые приходят в музей, в этом документе в первую очередь удивляет почерк коллеги из прошлого века – каллиграфический. Тетрадь не разлинована, но строчки все ровные, чёткие. Не менее интересно и содержание. В формуляре с дореволюционными буквами «i» и «ъ» отражены ежедневная работа машиниста и накопленный им багаж знаний. Охват тем самый широкий. 
«Как правило, в таких журналах машинист фиксирует какие-то руководящие приказы, отмечает случаи крушения, взреза стрелок, неисправности, как действовать в том или ином случае, – рассказывает Владимир Шуин. – Но этот журнал по содержанию гораздо полнее». 

Листая записи паровозника прошлого века, понимаешь – это целая тетрадь конспектов. Большой раздел посвящён подвижному составу. «Паровоз – это такая машина, которая посредством пара не только сама движется по рельсам, но и тянет за собой много гружёных вагонов», – пишет Иван Батура и подробно излагает схему работы паровой машины. Условные обозначения, формулы, единицы измерения, что такое инжектор, водомерное стекло, приборы для управления огнём… 

Судя по формуляру, Иван Батура хорошо разбирался не только в паровозах, но и в путейских делах: он пишет о подбивке балласта, шпал, о рихтовке пути, разгонке зазоров. Объясняет, в чём предназначение служб телеграфа, движения. Любопытно и то, как машинист определяет свою профессию: «Машинист есть полный хозяин своего паровоза и отвечает за него во всём; поэтому на обязанности машиниста, кроме исправного ведения поездов, лежит постоянный надзор за исправностью своего паровоза и за своевременной его чисткой». 

Этот формуляр – один из самых старых экспонатов деповского музея. Раньше он хранился в семье потомков Ивана Батуры. К сожалению, о самом машинисте известно немного. Владимир Шеин предполагает, что он мог окончить Центральные курсы машинистов Московско-Казанской железной дороги или получить права управления паровозом в школе машинистов в Коврове. Доподлинно известно лишь, что Иван Батура проработал на предприятии всю жизнь – сначала машинистом, потом слесарем. 

Ольга Шаронова 
Нижний Новгород 
Фото автора