logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Здоровая конкуренция

Быть передовиком – хороший стимул


За три квартала Свердловская дорога выполнила плановое задание по реализации проектов бережливого производства более чем на 122%. О наиболее интересных проектах, а также о том, как работников магистрали мотивируют к участию в бережливом производстве, наш разговор.
Сергей Лунёв, начальник службы технической политики Свердловской дороги
– Сергей Васильевич, насколько Свердловская магистраль вовлечена в реализацию программы «Бережливое производство», какие проекты планируется реализовать и тиражировать в этом году?
– По состоянию на 1 июля 2020 года на дороге выполнено 107 проектов бережливого производства. Наибольшую долю из них – 60 – составляют новые, 43 – тиражируемые и 4 – мультифункциональные.
Число проектов, конечно, играет роль, количество может перерастать в качество, но итоговым отчётным показателем для нас всё же является доходность проектов, выполнение установленного плана. За три квартала – с IV в 2019 году и до II в 2020-м – плановое задание составляет 54,4 млн руб. Сейчас его выполнение идёт на уровне 64,9 млн руб. – это 72% годового плана.
В общей сложности коллективы различных дирекций, служб для повышения эффективности своих производств пересмотрели и улучшили 117 технологических процессов. Оценка возможности их тиражирования на дороге принимается коллегиально – экспертным советом во время совещания участников дорожного проектного офиса под председательством главного инженера дороги.
Одним из перспективных для тиражирования проектов назову «Изменение системы управления мостовым краном моторвагонного депо Пермь-2». Он был реализован в этом году Свердловской дирекцией моторвагонного подвижного состава. Проект решает несколько задач, и отправная – приведение мостовых кранов к требованиям федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. Несоблюдение этих требований для предприятия могло бы грозить либо штрафными санкциями, либо остановкой производства. Изучая пути решения главной задачи, разработчики обратили внимание, что перемещаемые грузы, как правило, не бывают весом более 10 тонн. При исключении из процесса крановщика можно полностью выполнить федеральные требования. Ключом к решению задачи стало приобретение депо современной системы дистанционного радиоуправления. Она изменила весь технологический процесс производства. Он стал более безопасным и логичным.
Конечно, при этом рабочим, стропальщикам, монтажникам, станочникам пришлось разделить между собой функции крановщика. Они прошли соответствующее обучение, и теперь сами выполняют все необходимые подъёмно-транспортные операции. Благодаря дистанционному радиоуправлению краном существенно повысилась производительность труда. Оператор сам выбирает наиболее удобное место для наблюдения за перемещением груза и без сигнала стропальщика производит необходимые доводочные операции. При этом достигается большая точность позиционирования устанавливаемого груза. Немаловажно, что после модернизации кранов не требуется их регистрация в надзорных органах, так как грузоподъёмность ограничивается 10 тоннами, а управление ведётся через частотный радиоканал с пола. Годовой экономический эффект от внедрения проекта в моторвагонном депо Пермь-2 составил 420 тыс. руб. Это перспективный проект, он будет тиражироваться на полигоне дороги.

– Что можете сказать о тех разработках на СвЖД, которые применимы для тиражирования на других дорогах?
– Процесс обмена информацией для возможного тиражирования взаимный: мы внимательно изучаем опыт коллег с других дорог, чтобы там, где возможно, «не изобретать колеса», а внедрить то, что уже опробовано. Соответственно и на других дорогах смотрят на то, какие у нас реализуются проекты. Для этого есть платформа в сети Интернет, есть источники в открытом доступе, с помощью которых мы точно так же, как и все другие службы технической политики, а также все заинтересованные в улучшении процесса разработчики, можем посмотреть перспективный для себя проект.
Одним из таких проектов, который в дальнейшем был растиражирован на двух других дорогах, стала разработка Екатеринбургского центра диагностики устройств инфраструктуры «Оптимизация затрат на эксплуатацию мобильных средств диагностики». Ранее для доставки в ремонт и из ремонта мобильных средств диагностики (МСД) их требовалось прицеплять к пассажирским поездам. Стоимость прицепки МСД к пассажирскому поезду, скажем, от Екатеринбурга до Москвы составляла 54 тыс. руб. При этом на дороге регулярно курсируют рабочие диагностические комплексы инфраструктуры, в составе которых можно было перемещать и подлежащие сервису МСД. Для оптимизации транспортных расходов было предложено сервисное перемещение МСД осуществлять в составе попутного рабочего диагностического комплекса инфраструктуры. Включение МСД в состав осуществляется по оперативным заявкам руководителей мобильных средств диагностики. Дальнейший маршрут МСД в попутных составах диагностического комплекса координируют диспетчеры региональных центров и мониторинга инфраструктуры. Суммарный экономический эффект от реализации проекта составляет 1,9 млн руб. Проект уже тиражирован на Северной и Горьковской дорогах.

– Как мотивируются работники для их участия в проектах бережливого производства?
– Если разработка принята к реализации и тиражированию, если она получила высокую оценку на проектном офисе, то это хороший стимул для авторов, их кураторов браться за что-то новое.
Конечно, одним из немаловажных мотиваторов для привлечения сотрудников к созданию и реализации проектов бережливого производства является денежное вознаграждение за успешные разработки. Действует Положение об организации дополнительного премирования работников филиалов ОАО «РЖД» за реализацию экономически эффективных проектов бережливого производства. Так, за IV квартал 2019 года и I квартал 2020 года поощрены 354 человека на сумму 8,9 млн руб.
Если говорить о вовлечённости в процессы, направленные на улучшение производства, то можно сказать, что и численность участников этого движения постепенно растёт. Так, если в 2018 году в создании проектов принимали участие 500 специалистов, включая инженеров, экономистов, руководителей подразделений, то к началу 2020 года их число выросло до 750.

Беседовал
Владимир Андреев