logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Женщины готовы войти в состав бригады

Как помощники машиниста электропоезда проходят практику


С 1 января 2021 года женщины в России смогут работать на железной дороге помощниками машиниста наравне с мужчинами. О первом наборе кандидаток на обучение в ОАО «РЖД» объявили в середине июня этого года. Корреспондент «Гудка» побывал в моторвагонном депо Москва-2-Ярославская Московской дирекции моторвагонного подвижного состава, где проходят практику две женщины.
Женщина в помощь

Помощник машиниста – важное звено локомотивной бригады. Он находится в подчинении у машиниста, отслеживает показания приборов, контролирует работу электропоезда, показания светофоров, сигнальных знаков и указателей, выполнение регламента переговоров, а также посадку и высадку пассажиров. «Кроме того, локомотивная бригада выполняет техническое обслуживание электропоезда в объёме ТО-1. С этими задачами, которые не требуют применения физической силы, представительницы прекрасного пола, без сомнения, справятся», – в своё время говорил «Гудку» начальник Северной дирекции моторвагонного подвижного состава Максим Мишкунов.

Ольге Симоновой сегодня предстоит сдавать выпускной экзамен
Анжела Лемешко и Ольга Симонова с 16 ноября проходили практику в качестве помощников машиниста на ярославском направлении Московской дороги. Им едва за 40, обе проживают в Подмосковье. Анжела – в Куровском, Ольга – в Домодедовском районе. Обе ранее к РЖД отношения не имели, работали в сфере торговли. Анжела в своё время работала бухгалтером. Становление помощником машиниста она считает большим карьерным шагом.
«Работать в компании «РЖД» мне нравится, и я организатор по своей сути. Хорошо вожу машину, и процесс управления в целом и поездом в частности мне интересен. Когда я узнала о наборе на обучение, то встала и пошла. Подала заявку сначала на сайте, потом прошла собеседования, медицинскую комиссию, разные психологические тесты. Очень волновалась, так хотела сюда попасть. Но в итоге мне позвонили из кадров и сказали, что я зачислена», – рассказывает Анжела Лемешко на пути в технический класс.

Учебная аудитория – комната площадью не более 60 кв. м, парты с компьютерами по периметру, слева – тренажёр в виде пульта управления электропоездом в натуральную величину с огромным монитором, который имитирует окно кабины и железнодорожную инфраструктуру за ним, на стене – силовая схема электропоезда. Через неделю девушкам предстоит продемонстрировать свои знания.

Они не единственные, кто пришёл в аудиторию сегодня. Чуть позже сюда придёт ещё одна локомотивная бригада, но уже мужская. Но пока их нет, за пультом управления электропоездом на месте помощника машиниста стоит Ольга.
«Поездные документы получены и сверены! Системы безопасности, связь включены! Время от последнего опробования тормозов составляет две минуты, тормоза проверять не требуется! Ручной тормоз отпущен!» – спокойно и чётко произносит она всё, что будет произносить всегда за минуту до отправления поезда, когда официально приступит к обязанностям помощника машиниста.

Сегодня в роли машиниста выступает машинист-инструктор локомотивных бригад по обучению депо Москва-2-Ярославская Петрос Серобян.
«Здесь вы, вижу, преуспели. Теперь давайте попробуем «поехать», – нажимает он на нужные кнопки на пульте, и электронная картинка на экране приходит в движение с характерными железнодорожными звуками. «Так, внимание, сейчас будет встречный поезд. Что надо делать?» – он смотрит на экран и на Ольгу.

Хотя поезд в основном ведёт машинист и основная ответственность лежит на нём, помощник также включён в процесс максимально. Пока Ольга Симонова отвечает на вопросы преподавателя, Анжела рассказывает о том, что за прошедшие лето и осень она уже не раз бывала в кабине машиниста в качестве практиканта, вместе с локомотивной бригадой ездила в Пушкино, Сергиев Посад и Монино. Наблюдала, как машинист и его помощник взаимодействуют друг с другом в пути, запоминала детали, и сама вела конспект. Информации масса, всего не запомнить, поэтому любая неисправность в подвижном составе фиксируется в журнале ТУ-152.

Первое, что делает заступившая на смену локомотивная бригада, – это проверяет записи предыдущей.
«На первый взгляд кажется, что все системы в поезде сами работают. Но это не совсем так, и мне как помощнику надо быть очень внимательной», – рассуждает Анжела Лемешко.

Она добавляет, что всегда пристально смотрит на лампочку контроля дверей. Если она не загорается – значит, какая-то дверь не закрылась. Причины могут быть разные. Один раз, например, дверь не закрывалась из-за того, что в тамбуре в четвёртом вагоне скопилось так много снега, что двери не могли сойтись. «Пришлось идти по составу. Пока мы причину не выявили, поезд стоял, таковы правила», – рассказывает Анжела.

Женщины в роли помощника машиниста всегда были скорее исключением из правил: за всё время существования РЖД их было не больше пяти. «Теперь, видимо, традицию нарушат, и многие локомотивные бригады в РЖД будут смешанными», – говорит «Гудку» заместитель начальника депо Москва-2-Ярославская по кадрам и социальным вопросам Павел Ключников.


Непрерывное обучение

До введения ограничительных мер учебная аудитория технического класса почти никогда не пустовала: кроме практикантов и стажёров, сюда регулярно дважды в месяц приходили машинисты и помощники, чтобы сдать учебный тест и разобрать нестандартные ситуации, возникающие в пути. Локомотивные бригады учатся непрерывно. В этом году из-за пандемии занятия проводились в формате онлайн. «Обычно мы разбираем по существу какие-нибудь ситуации или ещё раз отрабатываем алгоритмы. Например, недавно обсуждали порядок действий при показаниях средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда. Ещё пару недель назад повторяли порядок действий при вынужденной остановке поезда на перегоне из-за его неисправности», – объясняет машинист депо Москва-2-Ярославская Виталий Постнов.

По его словам, в пути бывают разные случаи. Как надо вести себя, например, если на путях есть какое-нибудь препятствие? Возможно, с чем-то подобным и придётся столкнуться во время работы.

Мужчины спешат на рабочие места в кабину электрички. Сегодня они начнут работу во второй половине дня, а закончат её через двое суток, за которые много чего может произойти. Но машинистов и помощников мало чем можно удивить.

За пять лет работы на железной дороге 27-летний помощник машиниста Дмитрий Шульга сталкивался с десятками сложных случаев и выходил из разных ситуаций. К слову, он тоже не москвич, на работу в депо приезжает из Александрова. На дорогу в один конец тратит более двух часов. «Пришёл сюда после колледжа, который находится неподалёку от Каланчёвки. Я ещё в школе выбрал профессию, работаю и пока ничего менять не собираюсь. Всё устраивает. График сменный, два через два. Иногда рабочий день начинается очень рано, а иногда, как сегодня, – после обеда. После смены – домой. Ночь отсыпной, день выходной – и опять в Москву. В месяц накатываю 15–16 смен. Получаю хорошие деньги, особенно для Александрова», – рассказывает Дмитрий Шульга, поднимаясь в кабину электропоезда.

У помощника и машиниста немало дел перед отправлением как в кабине поезда, так и вне её. В частности, локомотивная бригада проверяет давление в напорной магистрали и в тормозной магистрали. «Проверяем целостность тормозной магистрали путём постановки ручки крана машиниста в первое положение. В пути это имеет значение», – говорит Виталий Постнов.


Впереди экзамены

Девушки говорят, что их будущая работа требует физической и психологической подготовки. Например, именно им как помощникам придётся подкладывать под колёса электрички башмаки, каждый из которых весит не менее 8 кг. «Кое к чему придётся привыкнуть», – замечает Ольга Симонова.

Любому помощнику машиниста нужно уметь решительно действовать в сложной дорожной обстановке. Случаи, когда на дороге электропоезд встречает стоящий поперёк путей автобус, бетоновоз или другой транспорт, происходят довольно часто, и к ним надо быть готовым. Если столкновение неизбежно, то машинист и помощник обязаны включить экстренное торможение, покинуть кабину, забежать в первый вагон и постараться вывести пассажиров во второй вагон. «Оставаться на месте нельзя в этой ситуации, потому что кабина машиниста сминается от удара», – говорит Анжела Лемешко.

Когда поезд сбивает человека или группу людей, то выяснять, что стало с пострадавшими, идёт тоже помощник машиниста электрички. В этом случае состав останавливается, машинист связывается с диспетчером и сообщает о происшествии. «Помощник машиниста выходит из поезда, находит пострадавшего и осматривает его, сообщает машинисту, что с ним в целом. Иногда бывает, что человек остаётся в живых, то есть в этом случае его надо госпитализировать. По результатам они сообща принимают решение, доставить пострадавшего на станцию самим либо передать работнику сменной службы или путейцам. При этом я как помощник машиниста должна буду оказать пострадавшему первую помощь», – говорит Анжела.

Они выходят из учебного класса и идут по направлению к электричке, заходят в кабину. «Так, приборы безопасности и радиостанция включены, ручной тормоз отпущен, справка ВУ-45 в наличии…» – произносит Ольга Симонова.

Сегодня, впрочем, ни она, ни её подруга не выходят на работу. Это будет возможно только в новом году, когда вступит в силу федеральный закон. Выпускной экзамен же девушек назначен на 17 декабря. «В целом считаю себя готовой, я и правда на совесть делала все домашние задания и слушала лекции. Практика была хорошая, так что сдадим экзамены хорошо», – говорит Анжела Лемешко.

Анна Героева
Фото Павла Кассина