Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Тренажерные технологии

ПКБ ЦТ занимается разработкой и производством тренажерных комплексов для обучения локомотивных бригад уже более 40 лет. С 2009 г. ПКБ ЦТ полностью перешло на производство тренажерных комплексов нового поколения для обучения локомотивных бригад локомотивов различных серий, в том числе самых современных. За 2010-2015 гг. на сеть железных дорог поставлено 130 тренажеров.

Тренажерные комплексы производства ПКБ ЦТ предназначены для профессиональной подготовки, повышения квалификации и формирования практических навыков локомотивных бригад по управлению тяговым подвижным составом в условиях, максимально приближенных к реальным условиям эксплуатации, а также в нестандартных и аварийных ситуациях.

В них используется единая система математических моделей, включающая программные модели современных устройств безопасности, автоведения и управления локомотивом.

Для обеспечения реалистичности тренажеры машиниста поставляются с реальными кабинами локомотива. Созданы реальные условия работы машиниста для конкретной серии локомотива. Это позволяет обеспечивать формирование навыков по управлению локомотивом, обрабатывать и доводить до автоматизма действия локомотивной бригады в нестандартных ситуациях.

Машинисты обучаются использованию современных систем безопасности и управления поездом. В составе тренажера поставляется оборудование для учебного класса, которое позволяет обучать группу машинистов одновременно. На экране демонстрируется работа электрических и пневматических схем локомотивов, тормозных устройств и систем грузовых и пассажирских поездов. В программном обеспечении предусмотрен режим остановки времени и работа в пошаговом режиме. В состав тренажера включен анализ продольной динамики с учетом работы автосцепных устройств и автотормозов по всей длине поезда.

Видеосистема тренажерных комплексов создает иллюзию присутствия в реальном локомотиве благодаря отображению путевой обстановки как в лобовом окне с помощью проектора, так и в боковых окнах на экранах телевизоров. В комплект поставки тренажерного комплекса входит отснятый для конкретного депо участок пути и участок пути в 3D-графике. В настоящее время разработана новейшая тренажерная среда, включающая в себя имитацию работы одновременной работы нескольких поездов, а также проведение маневровой работы.

Тренажерные комплексы разработки ПКБ ЦТ не являются локальными комплексами для обучения локомотивных бригад, они входят в комплексную систему обучения проверки знаний персонала. Комплексная система внедрена во всех эксплуатационных локомотивных депо и объединяет в себе, кроме тренажерных комплексов, автоматизированную систему по выявлению нарушений, допущенных в работе локомотивных бригад и автоматизированную систему проверки знаний работников. Система работает таким образом, что при выявлении нарушений в работе локомотивной бригады, информация об этом поступает в систему проверки знаний, где инициируется процесс проверки знаний работника по теме допущенного нарушения. После обработки результатов проверки принимается решение о необходимости проведения практического занятия на тренажерном комплексе. Информация о нарушении и результатах проверок знаний поступает на тренажерный комплекс для учета при формировании задания на учебную поездку, итоги учебных поездок сохраняются для последующего анализа в системе проверки знаний.

В 2010 г. ПКБ ЦТ вышло на международный уровень и изготовило тренажерный комплекс электровоза ВЛ10у для депо Ереван Южно-Кавказской железной дороги Армении. Данный тренажерный комплекс также был модернизирован в 2014 г. в соответствии с современными требованиями.

Для стандартизации тренажерных комплексов разных производителей в 2011 г. приняты «Технические требования к тренажерным комплексам тягового подвижного состава», а также «Методические рекомендации о порядке обучения локомотивных бригад на тренажерных комплексах тягового подвижного состава».

В 2011 г. по инициативе старшего вице-президента ОАО «РЖД» В.А.Гапановича создан выставочный экземпляр тренажера для обучения локомотивных бригад, предназначенный         для эксплуатации в передвижном выставочно-лекционном комплексе ОАО «РЖД» (ПВЛК).

Рабочее место машиниста располагается во фрагменте макета кабины электровоза ЭП1М, в котором размещены пульт управления со всеми необходимыми элементами управления, индикации и сигнализации, а также кресло машиниста, расположенное на динамической платформе для имитации динамических воздействий на машиниста во время движения. Для имитации реальной визуальной обстановки перед рабочим местом машиниста в лобовом и боковом окне кабины машиниста располагаются экраны, на которых отображается поездная обстановка в 3D-графике.

В том же 2011 г. по инициативе старшего вице-президента ОАО «РЖД» Гапановича В.А. и вице-президента ОАО «РЖД» Атькова О.Ю. ПКБ ЦТ разработан и изготовлен тренажерный комплекс для изучения психофизиологического обеспечения локомотивных бригад. Тренажерный комплекс установлен в Отраслевом научно-практическом центре психофизиологии труда негосударственного учреждения здравоохранения «Научно-клинический центр ОАО «РЖД».

Данный комплекс выполнен на базе кабины электровоза ЭП1М, состоит из реального пульта машиниста, рабочего места инструктора и имеет возможность подключения специализированного оборудования для проведения психофизиологических исследований. Тренажерный комплекс оснащен динамической платформой, позволяющей имитировать динамические воздействия на кресло машиниста. Система визуализации реализована на основе 3D-графики. Для обеспечения испытаний на утомляемость в тренажерном комплексе используется условный участок пути протяженностью 300км. Имеется возможность создания повышенных и пониженных температур воздуха внутри кабины.

Влияние различных факторов на адекватность действий машиниста контролируется системой автоматического распознавания нарушений. Для искусственного создания необходимой напряженности поездки имеется возможность вводить различные нештатные ситуации.

В последнее время тренажерные комплексы активно применяются при исследовании и разработке алгоритмов функционирования локомотивных приборов безопасности. С января 2012 г. по февраль 2013 г. в НКЦ на базе данного тренажера проводился анализ эффективности устройства Телемеханической системы контроля бодрствования машиниста. Также тренажерные комплексы применяются при расследовании случаев крушения поездов, схода вагонов подвижного состава и обрывов автосцепок.

Тренажерные комплексы отвечают требованиям пожарной и электробезопасности, а также санитарных правил.

ПКБ ЦТ разрабатывает и поставляет современные тренажерные комплексы практически всех широко эксплуатируемых магистральных локомотивов (электровозы ВЛ80с, ВЛ10, ВЛ11, ЭП1, ЭП1М, 2(3)ЭС5К,2ЭС4К, 2ЭС10, 2ЭС6, ЭП20, тепловозы 2ТЭ116, 2ТЭ116У, 2ТЭ10, ТЭП70БС, 2ТЭ10МК, 2ТЭ25КМ).

Тренажёрные комплексы ссылка на youtube.com

По возникшим вопросам вы можете связаться с отделом МВТ по тел. +7 (499) 262-99-07