ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Отдельной темой для обсуждения на научно-практической конференции «PRO//Движение. Транспортные системы управления», которую организовал ИД «Гудок», стало развитие технологий беспилотного движения. Полностью автоматизированные поезда в перспективе станут повседневной реальностью, в том числе на высокоскоростных железнодорожных магистралях. Часть технологий, которые лягут в основу этого будущего, сейчас отрабатывается на Московском центральном кольце (МЦК).
Напомним, с августа прошлого года по МЦК курсирует «Ласточка» с третьим уровнем автоматизации (машинист по-прежнему присутствует в кабине для контроля). В рамках подконтрольной эксплуатации электропоезд проехал уже порядка 90 тыс. км (2,5 тыс. часов). За это время специалистам удалось собрать важную статистику и улучшить технические решения. Однако для реализации полностью беспилотного поезда с четвёртым уровнем автоматизации необходимо решить ещё ряд важных задач.
ОБУЧЕНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Одна из ключевых технологий для беспилотного движения поездов – компьютерное зрение, которое уже сейчас на 70% превосходит возможности машиниста в обнаружении стандартных препятствий. Но нельзя однозначно утверждать, что возможности человека полностью уступают современным технологиям.
По словам заместителя генерального директора – директора Санкт-Петербургского филиала АО «НИИАС» Павла Попова, обучение системы в обнаружении препятствий продолжается. Потому что по-прежнему остаются такие ситуации, в которых машинист сработает лучше. Например, в случае выброса пути.
В пользу машиниста говорит и сравнительный анализ объёма данных, на которых обучены человек и система. Считается, что человек за жизнь потребляет около 394 Пбайт (петабайт) информации. То есть для управления поездом машинист обучен на данных объёмом в несколько петабайт, а у бортовых систем локомотивов это значение составляет несколько терабайт, что на три порядка меньше, чем у человека. Ожидается, что в перспективе система компьютерного зрения всё же превзойдёт человека, но для этого ещё нужно время.
КОМПЛЕКСНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
При помощи органов слуха человек воспринимает порядка 9% информации, что хоть и уступает по объёму визуальной части, но не менее важно для составления полноценной картины мира. В случае работы машиниста распознавание звуков даже прописано в нормативных документах и является неотъемлемым фактором качественного выполнения должностных обязанностей.
Как отмечает Павел Попов, для реализации четвёртого уровня автоматизации необходимо будет научить систему распознавать и аудиальную информацию. Это будет важным шагом в развитии беспилотных технологий. Автоматизированные поезда должны будут научиться анализировать звуки, чтобы обнаруживать, например, скрипы и стуки, связанные с механическими неисправностями, а также распознавать сирены специальных машин, срабатывания железнодорожных сигнальных петард и многое другое.
СИНТЕЗ ЧЕЛОВЕКА И МАШИНЫ
Как и в случае с другими масштабными проектами автоматизации и роботизации, реализация беспилотного движения не просто технологический шаг вперёд, а фактор, меняющий облик профессий. Тренд на усложнение процессов требует развития компетенций специалистов, перевода их задач в новую плоскость.
По мнению экспертов, будущее за центрами дистанционного контроля и управления, за введением новой профессии – машиниста-оператора. Подготовка в этом направлении ведётся давно. Уже утверждён соответствующий профстандарт, разработаны программы обучения машинистов-операторов.
Несмотря на развитие беспилотных технологий, человек остаётся важным звеном в транспортной системе будущего. Автоматизация процессов снимает с него рутинные задачи, а также в целом повышает качество и безопасность перевозок. Тем не менее именно человек обладает способностью принимать нестандартные решения, интерпретировать сложные ситуации и нести ответственность за итоговый результат.
Алексей Алеев
09 июня 2025
Автоматизация не оставит пилота за бортом
Движение | Будущее пассажирского сообщения – беспилотные поезда. Уже сейчас в России реализуются технологии, которые станут основой полностью автоматизированного подвижного состава.