logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

ЭРА БЕСПИЛОТНОГО ДВИЖЕНИЯ НАСТУПИЛА

ИННОВАЦИИ | ВЧЕРА ПРОИЗОШЛО ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ – ВПЕРВЫЕ В МИРЕ ЗАПУЩЕНО ДВИЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА С АВТОМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ. ПЕРВАЯ «ЛАСТОЧКА» С АВТОПИЛОТОМ ПРОЕХАЛА ПО МОСКОВСКОМУ ЦЕНТРАЛЬНОМУ КОЛЬЦУ. РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ СОВЕРШИЛИ НАСТОЯЩИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ.

Первые в мире

В числе первых пассажиров инновационного электропоезда «Ласточка» с автоматической системой управления был генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров. «Сегодня поистине историческое событие: мы запустили беспилотное движение на железнодорожном транспорте. Мы первые не только в России, но и в мире. Пассажирских поездов в регулярном сообщении на наземном железнодорожном транспорте с третьим уровнем автоматизации в мире до сих пор не было. Поезд управляется полностью автоматически», – отметил глава холдинга.

Двойной контроль безопасности

В кабине новой «Ласточки» машинист присутствует, но он уже не управляет электропоездом. В его задачи входит контроль за работой системы, а также открытие и закрытие дверей при посадке и высадке пассажиров. При этом машинист в случае необходимости может взять управление в свои руки.

Все остальные функции выполняет автоматика. Система анализирует множество факторов, оценивает с помощью нейронных сетей ситуацию и принимает решения. Она делает это гораздо быстрее человека.

Таким образом, в новом электропоезде обеспечивается двойной контроль безопасности – со стороны робота и со стороны человека.

Отечественные решения

В новом электропоезде использованы российские решения, в том числе всё программное обеспечение и оборудование (интеллектуальное техническое зрение, сложные нейронные сети, цифровые технологии связи). Как отмечают в компании, некоторые из них реализованы впервые в международной практике. Они выполнены в сотрудничестве отраслевых институтов, ведущих университетов и производителей. При этом в электропоезде ещё остаётся часть элементов зарубежного производства, которые в дальнейшем будут заменены на отечественные разработки, превосходящие иностранные аналоги.

Дальнейшие планы

Следующий этап развития беспилотного движения поездов – четвёртый (максимальный) уровень автоматизации. Он предполагает полное отсутствие сотрудников в кабине электропоезда.

Для осуществления перехода к четвёртому уровню автоматизации компании предстоит решить ещё ряд вопросов, связанных как с самим электропоездом, так и с инфраструктурой, на которой он будет эксплуатироваться. Так, предусматривается перепроектирование поезда, перевод всех его систем с ручного управления на автоматическое или дистанционное.

Холдинг «РЖД» планирует уже до конца этого года завершить испытания бортовых систем и технического зрения, необходимых для четвёртого уровня. Сам же поезд без машиниста компания собирается запустить в 2026 году.

Алексей Алеев