logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Газ наполнит тепловозы

ОАО «РЖД» – один из крупнейших потребителей энергоресурсов в России: на долю компании приходится около 7% потребляемого на внутреннем рынке дизельного топлива. Холдинг ставит задачу к 2030 году заместить природным газом 25% расходуемого локомотивами дизеля.

Накопленный опыт использования газомоторных локомотивов в ОАО «РЖД» показал, что применение природного газа в качестве моторного топлива позволяет снизить выбросы оксидов азота NОx на 76–95%, монооксида углерода СО на 11–27%, сокращает дымность на 60–86%, а также до 40% уменьшает эксплуатационные расходы на топливно-энергетические ресурсы.

В 2023 году в рамках плана научно-технического развития ОАО «РЖД» по заявкам Дирекции тяги выполнялись 24 работы – как по разработке нормативной документации, так и созданию новой техники, включая газомоторную. Учёные и конструкторы АО «ВНИКТИ» в прошлом году завершили научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на тему «Разработка модификации магистрального тепловоза 2ТЭ116У по газодизельному циклу».

Итогом стали: проекты технических условий и руководства по эксплуатации на модифицированный тепловоз 2ТЭ116У, его эксплуатационная модель и технико-экономическое обоснование, комплект конструкторской документации на доработку штатных тяговых секций тепловоза. Также появился комплект конструкторской документации на промежуточную тендерную секцию, используемую в составе газотепловоза для хранения 20-тонного запаса сжиженного природного газа, его подготовку и выдачу в топливную систему тепловоза. При этом тендерная секция проектировалась как унифицированная, оптимизированная для использования в составе всех возможных типов отечественных газотепловозов. Это означает, что при разработке или модификации любых последующих серий газотепловозов разрабатывать тендерную секцию для каждого локомотива в отдельности уже не потребуется, что сократит сроки и стоимость разработки.

Для решения задачи замещения дизельного топлива природным газом необходима модификация действующих послегарантийных тепловозов для перевода на работу по газодизельному циклу с сохранением возможности их работы в штатном режиме на «дизеле». Это даёт ряд преимуществ относительно разработки и постройки новых газопоршневых локомотивов, поскольку позволит нивелировать проблему низкой распространённости природного газа на железнодорожном транспорте и обеспечит высокую степень унификации конструкции для удобства обслуживающего и эксплуатирующего персонала. Модификация при этом потребует минимальной конструкторской проработки уже существующих в Дирекции тяги типов тепловозов. Это позволит использовать уже имеющийся в наличии тяговый подвижной состав ОАО «РЖД», уменьшит затраты.

Разработанный АО «ВНИКТИ» комплект конструкторской документации направлен в АО «Трансмашхолдинг» и АО «Желдорреммаш» для определения будущего предприятия по выполнению модификации тепловозов. По информации АО «Желдорреммаш», такой производственной площадкой может в 2025 году стать Оренбургский локомотиворемонтный завод, основная специализация которого – выполнение крупных видов ремонта тепловозов 2ТЭ116.

Гудок