Слово «инженер» (от латинского ingenium – «способность», «изобретательность») первоначально переводилось как «искусный изобретатель». В древности так называли людей, которые создавали военные машины и управляли ими. Только в XVI веке направление профессии перестало быть сугубо военным. Определение «гражданский инженер» сформировалось в Голландии. Это были строители мостов и дорог.
От чистого истока
В России профессия инженера получила широкое распространение лишь в XVIII веке. В 1701 году по инициативе Петра I в Москве была основана Школа математических и навигационных наук (Школа Пушкарского приказа), а в 1712-м – первая инженерная школа. Так было положено начало государственному инженерному образованию в нашей стране. Первым высшим техническим учебным заведением в России стало Горное училище, основанное Екатериной II в 1773 году (ныне Санкт-Петербургский горный университет). А первым транспортным высшим учебным заведением в 1810 году стал Институт Корпуса инженеров путей сообщения. На протяжении 13 лет институт являлся открытым учебным заведением, к вступительным экзаменам допускались дети дворян и военнослужащих. Позже он стал закрытым учебным заведением военного типа, после окончания которого выпускники получали офицерский чин. В 1864 году институт был снова преобразован в гражданский и переименован в Институт инженеров путей сообщения. При этом к вступительным испытаниям допускались не только дворяне, но и представители других сословий.
В связи с быстрыми темпами развития железных дорог возрастала потребность и в инженерных кадрах. Так, в 1896 году было учреждено Императорское Московское инженерное училище, выпускникам которого присваивалось звание «инженер-строитель». Важно упомянуть, что уже в 1913 году училище было преобразовано в Московский институт инженеров путей сообщения имени Николая II, выпускники которого именовались инженерами путей сообщения.
В 1894-м профессия инженера становится весьма популярной: конкурс на одно место в Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения составлял шесть-семь человек. Такое признание профессии было обусловлено не в последнюю очередь высокими доходами специалистов. Дипломированные инженеры являлись интеллектуальной элитой общества, представляли собой особую касту. Такому положению способствовал характер технического образования тех лет, которое отличалось универсализмом и высокой общеобразовательной подготовкой.
Февральская и Октябрьская революции 1917 года, Гражданская война стали огромным потрясением как для всей России в целом, так и для инженерно-технической интеллигенции в частности. Часть специалистов покинула страну, другая выступала против советской власти. Но справедливости ради надо отметить, что были и те, кто остался и продолжил работать в новых условиях. По этому поводу философ Николай Бердяев писал: «Люди творческого духа совсем не революционеры в социально-механическом смысле этого слова. Для них революция есть реакция против старого, а не творчество нового». Именно поэтому в Советской России были запущены процессы по привлечению старых инженеров на свою сторону, а также создание новой инженерно-технической интеллигенции.
Все эти исторические и политические события отчасти нивелировали престиж профессии инженера. В глазах простых рабочих класс инженеров-специалистов ассоциировался с буржуазией и вызывал отторжение. Но к «новому инженеру» вернулись почёт и уважение, когда на высококвалифицированных специалистов возник спрос в годы первых пятилеток.
Новое время
В эпоху индустриализации высшее образование стало доступным для рабочих и крестьян. Социальный статус профессии инженера изменился. Из буржуазного специалиста (их называли «бурспецы») инженер преобразился в выходца из народа.
В годы Великой Отечественной войны престижность профессии инженера резко возрастает. Инженеры-железнодорожники решали сложнейшие задачи по перемещению производственных сил страны из европейской части на восток, по бесперебойному снабжению фронта, по эвакуации мирного населения и многие другие.
После окончания войны перед инженерными работниками стояла не менее грандиозная задача – восстановление страны. Для её достижения был значительно увеличен выпуск инженерных кадров: с 24,2 тыс. человек в 1940 году до 95,2 тыс. человек к 1960 году.
В период перестройки начала 90-х годов наша страна пережила очередной переломный этап. При значительном сокращении производства в стране инженерные вузы выпускали специалистов больше, чем требовалось. Престиж профессии инженера стремительно падал: ухудшалось качество инженерного образования, снижался уровень заработной платы, что в итоге привело к массовой депрофессионализации инженеров.
Время стабильности сформировало новый спрос на квалифицированные кадры. В настоящее время развитие инженерного дела и профильного образования в России пока ещё испытывает определённые сложности, однако стало понятно, что данная деятельность – та основа, на которую должна опираться экономика страны.
Престиж профессии возрождается
На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам в 2022 году президент страны Владимир Путин заявил, что в России необходимо возродить престиж профессии инженера. «Когда-то в России перед фамилией с гордостью вставляли «инженер», а в некоторых странах это сохранятся до сих пор, – напомнил президент. – Почему? Потому что это звучит как научная степень или титул, подчёркивает общественную значимость человека, который избрал для себя этот вид деятельности». По его словам, сейчас в России развитие отечественной инженерной школы должно стать «важнейшим направлением с точки зрения подготовки кадров».
30 октября 2023
Инженерные кадры в цене

В России с 1996 года 30 октября отмечается День инженера-механика. Это профессиональный праздник работников инженерно-технических специальностей различных отраслей.