Кабины локомотивов всегда относились к местам с вредными условиями труда. По мере развития локомотивостроения улучшаются и условия работы машинистов и помощников машиниста. Дирекция тяги (ЦТ) разрабатывает и реализует собственные мероприятия по обеспечению комфорта локомотивных бригад как во время нахождения в локомотиве, так и во время отдыха, подготовки к поездке.
Благодаря комплексу мероприятий, включающих обновление инвентарного парка локомотивов, с 2017 по 2024 год количество рабочих мест с вредными условиями труда в ЦТ снизилось с 21 до 16 тыс. Основными факторами вредных условий труда являются шум, вибрация и напряжённость труда.
По всем видам тяги появляются или готовятся к выпуску новые серии локомотивов с кабинами, полностью удовлетворяющими санитарно-эпидемиологическим нормам. Ни одна новая серия не получает путёвку в жизнь без соответствия требованиям стандартов.
Для перспективных локомотивов (до 2028 года запланирована постановка в производство 16 новых серий) разработали отдельные технические требования на кабины, устраняющие выявленные недостатки существующих моделей и учитывающие пожелания локомотивных бригад.
Выросли и требования к содержанию кабин в эксплуатации. И здесь, к сожалению, сохраняются проблемы. При выходе с завода-изготовителя или после заводского ремонта локомотив соответствует всем требованиям, а после сервисного обслуживания возникают вопросы к состоянию уплотнений, систем жизнеобеспечения.
Сейчас все новые машины оборудуются системами кондиционирования воздуха. Мы стараемся установить климат-системы и на старые серии локомотивов при проведении заводских ремонтов. Однако цена кондиционера для одной кабины сегодня может доходить до 800 тыс. руб. Это сильно ограничивает наши возможности по их покупке и установке. Отчасти этим же обусловлена и сложность их технического обслуживания: высокая стоимость запасных частей.
Ведётся постоянная работа по установке виброзащитных кресел машиниста, высокопрочных обогреваемых стёкол, замене дверей на локомотивах.
Мы инициировали существенные изменения в порядке обслуживания систем жизнеобеспечения кабин. В частности, предлагаем, что работы по ремонту и замене вышедшего из строя оборудования для электровозов «Ермак» необходимо проводить во время каждого ТР-1.
С целью снижения напряжённости труда ЦТ принимает меры по снижению случаев нарушения режимов труда и отдыха локомотивных бригад. В 2025 году планируется актуализация Порядка следования работников локомотивных бригад пассажиром, Порядка смены локомотивной бригады на железнодорожных станциях в пределах участка обслуживания и особенностей учёта локомотива.
Локомотивная бригада в среднем 80% рабочего времени проводит в пунктах оборота. В ЦТ реализуется утверждённая ОАО «РЖД» комплексная программа по ремонту, строительству и оснащению в 2024–2026 годах домов и комнат отдыха локомотивных бригад. В числе прочего в ходе её реализации ведётся установка систем кондиционирования и очистки воздуха, аппаратов для очистки питьевой воды. Так, в 2024 году приобретено 1544 кондиционера, в 2025-м запланировано 1566 единиц. Перед нами стоит задача дополнить эту программу, в том числе в части расширения числа зданий, которые войдут в программу капитального ремонта, улучшения условий содержания зданий, а также пребывания машинистов и помощников машиниста во время отдыха.
Примерно такая же работа проводится и по административным зданиям депо. Мы стремимся создать хорошие условия и перед отправкой в поездку, и после выхода из кабины, чтобы можно было с комфортом переодеться, принять душ, пройти инструктаж. В ряде депо уже построены и строятся спортзалы, бани.
27 января 2025
КОМФОРТ В КАБИНЕ
ТЯГА | РУКОВОДСТВО ОАО «РЖД» И ДИРЕКЦИИ ТЯГИ ПРИЛАГАЮТ МАКСИМУМ УСИЛИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОРМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА И ОТДЫХА ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД. НО ЭТИ ВОПРОСЫ НЕ РЕШАЮТСЯ БЫСТРО В СИЛУ ИСТОРИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА НАКОПЛЕННЫХ ПРОБЛЕМ.