logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Мировой лидер с рациональным характером

Энергосбережение – одно из ключевых направлений повышения операционной эффективности. О том, какую работу проводит компания в этой области, наш разговор.

– Александр Сергеевич, как давно в компании занимаются ресурсосбережением?
– Рациональное использование ресурсов всегда было приоритетным направлением деятельности компании. Начиная с 2008 года работа в области ресурсо- и энергосбережения приобрела системный характер. Тогда впервые в компании была сформирована Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности, разработаны все необходимые нормативные документы. Мы ежегодно совершенствуем эту практику, что позволяет ОАО «РЖД» оставаться на лидирующих позициях по энергоэффективности перевозок среди железнодорожных компаний мира.

– Каких результатов удалось добиться в 2022 году и каковы планы на 2023-й?
– Экономия топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) по итогам прошлого года составила 7308,6 ТДж на общую сумму свыше 6,5 млрд руб. – это рекордный показатель за всё время реализации этой программы. Так, в 2022 году энергоэффективность деятельности компании выросла на 0,62% к уровню 2021 года.
Плановый объём экономии ТЭР, предусмотренный Программой энергосбережения на 2023 год, составляет 5407 ТДж на общую сумму 5,6 млрд руб.


Способы снижения затрат

– Расскажите об основных мероприятиях программы, позволяющих успешно решать поставленные задачи.
– Основные затраты ТЭР приходятся на тягу поездов, поэтому и акцент в программе сделан на разработку и реализацию мероприятий, которые обеспечивают снижение потребления ТЭР именно в тяговой энергетике.
Одно из основных мероприятий на данном направлении – вождение поездов по энергооптимальным графикам. В настоящее время на всех дорогах завершено тиражирование системы АПК «Эльбрус» – аппаратно-программного комплекса, предназначенного для построения прогнозного (суточного) энергосберегающего графика движения грузовых поездов, стыковки прогнозных графиков между полигонами дорог и автоматизированной передачи энергооптимального графика в систему диспетчерского управления. Формализованы системные подходы, позволяющие применять АПК «Эльбрус» в технологическом процессе организации перевозок. Разработана и утверждена нормативная документация по актуализации вариантного графика с применением АПК «Эльбрус» и его передаче в систему диспетчерского управления.
Учитывая, что доля экономии энергоресурсов от повышения уровня выполнения энергооптимального графика составляет около 20% от всей Программы энергосбережения и оценивается на уровне 1,4 млрд руб. (211,5 млн кВт∙ч электроэнергии и 11,1 тыс. тонн дизтоплива), это направление является приоритетным.
Ещё одно эффективное мероприятие по снижению потребления энергоресурсов на тягу поездов – применение рекуперативного торможения (вид электрического торможения, при котором электрическая энергия, вырабатываемая тяговыми электродвигателями, работающими в генераторном режиме, возвращается в электрическую сеть. – Ред.).
В последние годы уровень возврата электроэнергии в контактную сеть растёт. За восемь лет уровень рекуперированной энергии вырос на 40,6% к уровню 2015 года и составлял в 2022 году 2,86 млрд кВт∙ч. Такие результаты достигнуты в том числе благодаря вводу в эксплуатацию новых локомотивов, режим рекуперативного торможения на которых допустимо осуществлять на более низких скоростях движения поезда в сравнении с электровозами старых серий.
Одним из самых ярких примеров применения рекуперативного торможения считается Московское центральное кольцо, где в 2019–2022 годах объём рекуперированной энергии составил около 50% от всей энергии, потреблённой электропоездами. Такой высокий уровень рекуперации достигается за счёт частого торможения электропоездов, а также использования «Ласточек» с минимальным скоростным порогом рекуперативного торможения 5 км/ч. Кстати, реализация этого проекта вносит свой вклад и в повышение экологичности компании, ведь энергия рекуперации является чистой энергией.
Продолжается работа по построению на сети сквозной цепочки учёта дизтоплива. Она включает в себя как внедрение технических средств учёта дизтоплива на топливных складах и на тяговом подвижном составе, так и необходимое программное обеспечение и направлена в первую очередь на минимизацию непроизводственных расходов топлива.

– Что делается на объектах стационарной энергетики?
– Для повышения результативности энергосберегающей деятельности в 2021 году принято решение о проведении энергоаудита объектов ОАО «РЖД» работниками топливно-энергетических центров дорог в соответствии с разработанными пятилетними календарными планами. Его основная цель – выявление возможностей для улучшения уровня энергоэффективности и снижения потерь энергоресурсов, для реализации которых формируются мероприятия по энергосбережению.
В 2022 году все топливно-энергетические центры были оснащены необходимым измерительным оборудованием для проведения инструментального этапа энергоаудита, а также специализированным автотранспортом для перевозки энергоаудиторов и доставки оборудования на объект обследования.
В этом году программой энергосбережения и повышения энергоэффективности предусмотрена реализация мероприятий, разработанных по итогам проведения энергоаудита. Планируемый объём экономии ТЭР от их реализации составляет 69,2 ТДж на сумму 43,5 млн руб.

– Используют ли в компании инструменты привлечения финансирования энергосберегающих мероприятий с целью увеличения доли их реализации?
– Безусловно. Ещё в 2019 году в ОАО «РЖД» был реализован пилотный проект по повышению энергоэффективности систем освещения административно-бытовых зданий с применением механизма энергосервисного контракта (инструмент финансирования проектов в области энергосбережения, при котором сэкономленные средства, полученные от снижения потребления энергоресурсов, используются для оплаты реализованных энергосберегающих мероприятий. – Ред.). Механизм довольно простой: инвестор за свой счёт выполнил замену существующих осветительных приборов на светодиодные в административно-бытовых зданиях ОАО «РЖД», мы получили эффект в виде снижения затрат за покупку электроэнергии на нужды освещения и 90% от фактически достигнутой экономии отдали инвестору в качестве оплаты его услуг. Такой механизм позволяет нам не только увеличить темпы реализации энергосберегающих мероприятий, но и снизить нагрузку на бюджет компании, поскольку схема реализации проектов не требует выделения дополнительного финансирования.
С тех пор заключено 20 энергосервисных контрактов, что позволило привлечь в компанию более 370 млн руб. частных инвестиций для внедрения энергосберегающих мероприятий в области освещения. В результате было снижено потребление электроэнергии более чем на 17 млн кВт·ч в год.
В этом году мы планируем продолжить такую работу – провести замену более 13 тыс. низкоэффективных осветительных приборов на современные светодиодные на пассажирских платформах, что позволит обеспечить снижение потребления электрической энергии более чем на 10 млн кВт·ч в год. На эти цели планируется привлечь около 350 млн руб. частных инвесторов. Кроме того, будет выведено из эксплуатации ртутьсодержащее осветительное оборудование.
В компании продолжается поиск альтернативных инструментов привлечения сторонних инвестиций в нашу ресурсосберегающую деятельность, и, я уверен, они будут найдены.


Инженеры играют роль

– Какова роль инженерного блока компании в энергосбережении?
– Повышение операционной эффективности компании – одна из приоритетных задач. И роль технического блока в этой работе является одной из ведущих. Разработка и внедрение высокоэффективных технических средств, энергоэффективного подвижного состава, новой конструкции пути, средств автоматизации производственной деятельности, совершенствование нормативной базы, реализация ресурсосберегающих мероприятий – основные задачи инженерного блока, влияющие на операционную эффективность. При этом ресурсосберегающая деятельность – это то направление, которое позволяет получить эффект в кратчайший период времени.

Гудок