logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

На передовой научно-технического прогресса

Метрологическая служба ОАО «РЖД» появилась в 2005 году. Наш разговор – о её задачах и развитии.

– Анатолий Михайлович, каковы роль и значение метрологической службы для деятельности компании?
– Сегодня метрологическая служба РЖД насчитывает более 5,7 тыс. работников. Они трудятся во всех подразделениях компании, применяющих или имеющих на своём балансе средства измерений. В службе более 400 производственных площадок, обеспечивающих метрологическое обслуживание и ремонт средств измерений. Они расположены по всей территории России – от Калининграда до Сахалина. В целом же в ОАО «РЖД» эксплуатируется около 2,7 млн средств измерений.
В современном производстве без знания основ метрологии не обходится ни один технический специалист. По оценкам экспертов, около 15% трудозатрат приходится на проведение измерений. Измерения и связанные с ними операции оцениваются в 3–9% валового национального продукта. На базе измерений происходят управление технологическими процессами и контроль качества продукции.
Обеспечение единства измерений на железнодорожном транспорте является ещё и основой, необходимой для формирования системы безопасности движения поездов, высокого качества и эффективности перевозочного процесса. Метрологическая служба выступает гарантом обеспечения единства и точности измерений, соблюдения требований законодательства в этой сфере.

– Каковы основные тенденции развития в сфере метрологии?
– Для научно-технического прогресса метрология должна опережать другие области науки и техники. Основная тенденция – это внедрение цифровых средств измерений. А в таком крупном холдинге, как ОАО «РЖД», обладающем огромным массивом данных о результатах измерений, крайне важно эффективное управление данными. Без использования цифровых технологий и внедрения современных средств измерений эту задачу решить невозможно. Поэтому в 2022 году Департаментом технической политики и филиалами компании разработана программа по замене аналоговых средств измерений на цифровые на период до 2025 года, в которой учтены текущие рыночные реалии и возможности импортозамещения. Это важный шаг к развитию автоматизированных систем, позволяющих дистанционно получать, обрабатывать и контролировать результаты измерений. Всё это, несомненно, улучшит эффективность технологических процессов за счёт повышения точности измерений и исключения человеческого фактора.
Нужно отметить ещё и то, что вместе с цифровизацией возникает необходимость перехода от единичных средств измерений к комплексным системам.

– То есть будущее за комплексными измерительными системами?
– Да, развитие систем управления железнодорожным транспортом требует учёта максимального числа влияющих на процессы факторов, что влечёт за собой необходимость одновременного проведения измерений разного рода. В этом случае именно комплексные измерительные системы обеспечивают единовременное измерение заданного набора параметров.
В то же время автоматизация процессов управления железнодорожным транспортом с территориально распределёнными объектами подразумевает, как правило, сложную программную обработку первичной информации, поступающей от удалённых средств измерений, чтобы находить оптимальные управленческие решения. Это обстоятельство заставляет создавать интеллектуальные измерительные системы, которые органично совмещают в себе как процессы измерений, передачи информации, так и программной обработки, автоматической расшифровки и её удобного представления человеку.
Например, такой подход демонстрируют измерительные системы на электропоезде ЭС2Г «Ласточка» в проекте по созданию автоматизированной – «беспилотной» – транспортной системы на Московском центральном кольце, цифровой станции, Российской системы управления движением поездов, умных локомотивов и вагонов, комплексных систем диагностики. В основе всех этих передовых технологий лежат данные, получаемые от различных средств измерений и устройств с измерительными функциями в составе этих систем.

– Каким образом цифровая трансформация метрологического обеспечения повлияет на управление бизнес-процессами в этой области?
– Мы стремимся создать единое цифровое информационное пространство – единую цифровую среду. Это инструмент управления всеми ресурсами метрологического обеспечения деятельности компании.
С этой целью с 2021 года ведутся работы по реинжинирингу Автоматизированной системы управления метрологическим обеспечением (АСУМО), которая разрабатывалась как комплекс частично связанных между собой подсистем, модулей и автоматических рабочих мест, решающих разные задачи для различных подразделений компании. Недостаток существующей архитектуры АСУМО – изолированность отдельно взятого полигона дороги, что существенно затрудняет создание единой цифровой информационной среды, а также ведёт к множественному учёту.
В результате реинжиниринга системы мы получим единое информационное пространство метрологической службы, обеспечивающее полноценный и достоверный учёт всех средств измерений компании, сможем оперативно контролировать их состояние, а также осуществим переход на импортонезависимое программное обеспечение, автоматизируем основные сквозные бизнес-процессы организации метрологического обеспечения подразделений компании и метрологического обслуживания средств измерений.
Развитие АСУМО продолжится. Планируются разработка сайта и мобильного приложения, применение технологии электронно-цифровой подписи документов, использование ресурсно-сервисных моделей, функционала для развития компетенций работников. В перспективе это будет автоматизированная система, содержащая всю необходимую информацию для эффективного управления метрологической деятельностью ОАО «РЖД». Она будет интегрирована как с внутренними системами компании (производственными, кадровыми, финансовыми), так и с федеральными государственными информационными системами.

– Какие новые технологии в области метрологического обслуживания средств измерений сейчас внедряются?
– Предусматриваются максимальная автоматизация поверки с использованием инновационной цифровой эталонной базы и трансформация технологий метрологического обслуживания средств измерений с использованием дистанционных методов. При этом автоматизирован должен быть не только процесс поверки, но и процессы управления условиями проведения и оформления результатов.
В рамках цифровой трансформации эталонной базы ОАО «РЖД» ведётся разработка мобильной лаборатории с первым в компании виртуальным эталоном – виртуальным калибратором для метрологического обслуживания измерительных систем подвижного состава. Он позволит проводить калибровку измерительных каналов систем управления и ресурсосбережения локомотивов. Персональный компьютер с помощью специального программного обеспечения управляет аппаратной частью, а также ведёт документацию по результатам калибровки.
Также продолжается работа по реализации дистанционной калибровки с использованием сетей передачи данных. Это перспективное направление в автоматизации метрологического обслуживания средств измерений. На полигоне Октябрьской дороги уже третий год успешно осуществляется дистанционная калибровка многофункциональных комплексов технических средств КТСМ-02 в части температурного контроля элементов подвижного состава на ходу поезда. Она выполняется с рабочего места калибровщика в Центре метрологии без выхода на пути. В 2022 году Центром метрологии Октябрьской железной дороги также освоена методика дистанционной калибровки путевых электронных шаблонов типа «Нева-1С».
Результаты показывают, что дистанционная калибровка – особая форма метрологического обслуживания средств измерений. Наряду с привычными нам поверкой и калибровкой она имеет большой потенциал развития. Однако её более широкое внедрение требует законодательной и нормативной подготовки, определяющей порядок применения удалённых методов метрологического обслуживания.
Хочу поздравить всех руководителей и специалистов метрологической службы с профессиональным праздником и пожелать активной жизненной позиции в деле совершенствования метрологического обеспечения, новаторских идей и дальнейших успехов.