Департамент технической политики (ЦТЕХ) обеспечивает формирование и реализацию плана научно-технического развития и инвестиционного проекта НИОКР, объединяющих около 350 работ по всем направлениям деятельности ОАО «РЖД». Мы также курируем реализацию более 50 крупных проектов, передовых разработок и технологий во взаимодействии с научными, научно-образовательными и производственными предприятиями по всей стране.
В числе важнейших научно-технических проектов – разработка и внедрение новых систем интервального регулирования движения поездов, позволяющих повысить пропускную способность участков без значительных капитальных вложений в развитие путевой инфраструктуры.
На этом направлении эффективность доказала технология виртуальной сцепки попутных грузовых поездов. Благодаря активной работе нашего института – АО «НИИАС» – сегодня два поезда с оборудованными системой автоведения локомотивами могут двигаться по перегону на минимально возможном расстоянии, находясь как бы в связке благодаря единому управлению по радиоканалу. В итоге интервал между ними сокращается до 8 минут вместо привычных 12–14. В настоящее время в рамках плана решается задача включения в виртуальную сцепку пакета из трёх, четырёх и даже пяти поездов.
Другой проект – «Цифровая железнодорожная станция» (ЦЖС) – направлен на кардинальное повышение эффективности работы сортировочных станций за счёт сквозной цифровизации процессов, в результате которой система с элементами искусственного интеллекта может принимать решения, контролировать их исполнение, а человек-оператор следит за происходящим с готовностью вмешаться в случае нештатной ситуации. Цифровые алгоритмы работают быстро и точно, не устают и не уходят на перекур. Это значительно увеличивает перерабатывающие возможности сортировочного узла. Базовой станцией для обкатки технологий ЦЖС является Челябинск-Главный. Отдельные блоки ЦЖС (роботизированные программы) уже внедрены почти на 100 станциях сети. В планах сделать полностью цифровыми 25 крупных сортировочных станций, которые будут работать как единое целое, обмениваясь данными и перераспределяя нагрузку на железнодорожные участки.
В 2019 году, с созданием АО «Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта» (ИЦ ЖТ), впервые в истории компании коренным образом поменялись подходы к разработке важнейших технологий и проектов. Если раньше мы почти все опытно-конструкторские работы отдавали производителям, оставляя за собой составление технических заданий и контроль за реализацией договоров, то с появлением ИЦ ЖТ мы, по сути, самостоятельно ведём работу по таким направлениям, как разработка конструкции и технологий содержания пути с пропускной способностью 2,5 млрд тонн между капитальными ремонтами, создание отечественного высокоскоростного электропоезда и комплекса изделий новой конструкции контактной сети.
ЦТЕХ также курирует и координирует вопросы создания системы беспилотного движения на Московском центральном кольце, включая конструирование нового российского электропоезда.
Совместно с Департаментом информатизации создаём Единую интеллектуальную систему управления нормативной документацией ЕИС НД, которая будет автоматически анализировать нормативную базу компании, содержащую сегодня около 30 тыс. документов, выдавая данные о том, какие параграфы в каких документах низшего и среднего уровня необходимо исправить при принятии решений верхнего уровня. Это позволит исключать противоречия и актуализировать базу документов как единое целое.
Большую работу мы проделали при подготовке новых Правил технической эксплуатации (ПТЭ), вступивших в силу 1 августа 2022 года. Новый документ открыл пути прорывным технологиям, убрав нормативные препятствия технического и технологического развития холдинга «РЖД». В частности, в ПТЭ предусмотрена возможность внедрения инновационных автоматизированных систем управления поездами и интервального регулирования движения поездов. Разрешена дистанционная или автоматическая эксплуатация подвижного состава на путях общего пользования. Предусмотрена возможность управления локомотивами машинистом без помощника, включая вождение грузовых поездов. Включены нормы движения грузовых поездов со скоростями до 140 км/ч.
ЦТЕХ занимается и другими вопросами, не относящимися напрямую к технике и технологиям. Например, развитием системы управления качеством компании. В этом направлении мы тоже добились определённых успехов. Лучшим примером является повторное присуждение в 2020 году ОАО «РЖД» премии Правительства РФ в области качества (впервые премия была получена в 2014 году, возможность повторного участия в конкурсе появляется только через пять лет). Мы организовали системную работу с Роскачеством в направлении развития системы менеджмента качества ОАО «РЖД» в рамках заключённого в 2021 году соглашения о сотрудничестве. В настоящее время впервые реализуем внутренний корпоративный конкурс в области качества для подразделений компании на основе модели премии Правительства РФ.
Особо отмечу, что в основе большого числа нынешних разработок лежат решения и подходы, выработанные в прежние годы деятельности ЦТЕХ. Без опыта и знаний, полученных раньше, реализовывать сегодняшние проекты было бы невозможно.
СПРАВКА «ГУДКА»
История в названиях
Орган управления железнодорожным транспортом, курирующий научно-технические вопросы, схожие с нынешними функциями Департамента технической политики, впервые был образован в Российской империи в 1892 году. Тогда был создан Инженерный совет Министерства путей сообщения, который на общественных началах возглавил сам министр, граф Сергей Юльевич Витте.
В 1918 году был учреждён Высший технический совет Народного комиссариата путей сообщения (НКПС). Далее в эпоху СССР следовала череда смены названий совета, непременно включавших слова «научный» и «технический».
Дальнейшие преобразования привели к созданию в 1996 году Управления технической политики Министерства путей сообщения РФ. В 1998 году управление превратилось в Департамент технической политики, который в 2003-м стал Департаментом лицензирования и технической политики, в 2004-м был переименован в Департамент реализации научно-технических программ, а в 2005 году обрёл своё нынешнее название – Департамент технической политики.
19 апреля 2023
На передовой развития

Владимир Андреев, начальник Департамента технической политики