logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

На пути к надёжности

В этом году в центре внимания находятся электровозы «Ермак» и тепловозы 2ТЭ25Км


Обеспечение надёжности тягового подвижного состава – одна из первоочередных задач Дирекции тяги. Наша беседа – о том, как в дирекции выстроена работа в этом направлении.
Борис Шабуров, заместитель начальника технической службы – начальник производственно-технического отдела Дирекции тяги
– Борис Александрович, как формируется программа повышения надёжности локомотивов?
– В распоряжении компании, а соответственно и Дирекции тяги, имеется такой инструмент, как комплексная автоматизированная система учёта, контроля устранения отказов технических средств КАСАНТ, которая предоставляет информацию о наличии сбоев в поездной работе. На основании полученных от неё данных по отказам 1, 2 и 3-й категорий мы формируем комплекс мероприятий, направленных на повышение надёжности тех серий локомотивов, которые дают наибольшее число отказов на сети. При этом учитываются и предложения региональных дирекций по повышению надёжности. После этого план утверждается также на линейном уровне.
Ежегодно в той или иной мере группа взятых в фокус особого внимания моделей локомотивов меняется. Соответственно, меняются сами мероприятия и объёмы их выполнения. И под каждую конфигурацию, под каждые серии, под виды часто встречающихся отказов при участии сервисных компаний и Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства вырабатываются конкретные меры повышения надёжности. При необходимости программа корректируется в течение года.

– На какие локомотивы направлены основные мероприятия сетевой программы в этом году?
– В центре внимания находятся электровозы «Ермак». Это основная серия локомотивов, использующихся в грузовом движении на электрифицированных участках Восточного полигона. Дальневосточная и Забайкальская дирекции тяги уже фактически полностью перешли на использование «Ермаков». В этом и следующем году должен завершиться перевод на «Ермаки» парка электровозов Восточно-Сибирской и Красноярской дирекций.
Основной локомотив для Восточного полигона сегодня, его рабочая лошадка, – это 3ЭС5К. С 2019 года электровоз производится с поосным регулированием силы тяги, в таком исполнении он способен вести поезда весом 7100 тонн. В соответствии с ролью и значением локомотивов «Ермак» на них сосредоточено значительное количество мероприятий по повышению надёжности.
Из тепловозов, по которым в этом году планируется довольно много мероприятий, можно выделить 2ТЭ25Км.

– Какие узлы этих серий тягового подвижного состава требуют повышения надёжности?
– Узлами, имеющими наибольшее количество отказов в поездной работе локомотива 3ЭС5К, являются электрооборудование, тяговые двигатели. В последнее время появились проблемы с экипажной частью, в основном это кожухи зубчатых передач. Также есть вопросы по вспомогательным машинам, обеспечивающим в том числе охлаждение тяговых двигателей, преобразование энергии.
Много внимания из-за числа отказов сегодня уделяется микропроцессорной системе управления, регулирования и диагностики МСУД этого электровоза. Потому что мы видим слабые места как в электронной базе, так и в компоновке плат.
В тепловозах 2ТЭ25Км требует повышения отказоустойчивости дизельное оборудование, имеются неисправности колёсных пар и экипажной части.

– Эти меры по повышению надёжности технических средств локомотивов рассчитаны на реализацию в сервисных депо. А как участвуют в программе производители подвижного состава?
– С производителями взаимодействие идёт по отдельной программе, нацеленной на исключение конструкционных недостатков локомотивов, выявленных в ходе эксплуатации. Они устраняются как в конструкции новых машин, так и исправляются при ремонтах в сервисных депо на локомотиворемонтных заводах.
Кроме того, мы тесно сотрудничаем с производителями тягового подвижного состава по новым моделям локомотивов. Все неисправности и недостатки в их работе фиксируются и анализируются, разрабатываются меры устранения выявленных проблем, завод-изготовитель вносит изменения в конструкцию.

– Влияют ли на надёжность парка импортные комплектующие?
– Совместно с производителями мы ведём большую работу по достижению полного технологического суверенитета в локомотивостроении. И уже в этом году получим электровозы 3ЭС8 и тепловозы 3ТЭ28 с минимальной долей импорта в составе. Учитывая, что большая часть комплектующих изделий локомотивов – отечественного производства, влияние импортных компонентов на надёжность относительно невелико. Вместе с тем ряд мероприятий мы реализуем по дизелям GEVO12 тепловозов 3ТЭ25К2м. Ранее были проведены работы по замене моторно-якорных подшипников иностранного производства, установленных на этом тепловозе.

Беседовал
Александр Зубов