ИНДУСТРИЯ 4.0
Второй день конференции открыла сессия, посвящённая вопросам совершенствования системы управления станционным комплексом. Отраслевые эксперты продолжили дискуссию о необходимости комплексного развития и перенесли её в плоскость технологических решений.
Третья промышленная революция с её точечной автоматизацией и человеческим аспектом остаётся позади – железнодорожная отрасль уверенно переходит на стадию индустрии 4.0, где главенствуют сквозные роботизированные производственные процессы. Появляется межмашинное взаимодействие, и оно открывает для транспортного сектора принципиально новые возможности.
Один из ярких примеров – проект цифровой железнодорожной станции. Реализация этого комплекса взаимосвязанных программных и технических средств и устройств не только позволит минимизировать негативное влияние человеческого фактора на производственный процесс, но и повысит уровень безопасности движения.
ДЛЯ ЛЮДЕЙ НАЙДЁТСЯ НОВАЯ РАБОТА
Уход от человеческого фактора – закономерное следствие развития технологий. Такое же, как и трансформация профессий.
«Дело не в том, что специалист недостаточно компетентен, а в том, что количество внешних воздействий на него растёт в геометрической прогрессии: это неудовлетворительное состояние технических средств, неактуальные данные, инфраструктурные ограничения и многое другое, – отмечает заместитель генерального директора АО «НИИАС» Владимир Кудюкин. – В рамках текущей модели, когда в центре управления эксплуатационной работой находится человек, можно говорить о наличии скрытых резервов для повышения эффективности станции и сети в целом».
По мнению экспертов, реализация цифровой железнодорожной станции затронет целый ряд специальностей: она может трансформировать профессии сигналиста, оператора постов централизации и составителя поездов. Трансформация позволит перевести людей на более престижный и комфортный уровень рабочих процессов, например доверит человеку роль оператора робототехнического комплекса.
ЛОГИКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
В рамках реализации цифровой железнодорожной станции перед отраслью встают технологические вызовы, но зачастую именно в них и находятся точки роста, способные усовершенствовать деятельность смежных хозяйств. Особенно большим потенциалом обладают инфраструктурные решения – в частности, система контроля и подготовки информации о перемещениях вагонов и локомотивов в реальном времени. Она оперирует огромным массивом данных и позволяет по-новому подходить к управлению процессами.
«Впервые в российской и, возможно, в мировой истории мы располагаем столь масштабным массивом данных, который освобождён от влияния человеческого фактора. Более 450 датчиков генерируют информацию, обеспечивая непрерывную точную картину происходящего», – подчеркнул Владимир Кудюкин.
Ранее такие данные были либо недоступны, либо подвержены влиянию человека. Сейчас же цифровая среда способна формировать модель происходящего в реальном времени, позволяя настраивать процессы без ожидания отчётов и субъективных оценок. «Это коренной сдвиг от интуитивных решений к управлению на основе объективных, достоверных данных», – резюмировал он.
Алексей Алеев
09 июня 2025
Новые тренды в управлении
Эффективность | Во второй день научно-практической конференции «PRO//Движение. Транспортные системы управления», прошедшей в Санкт-Петербурге и организованной ИД «Гудок», одной из важнейших тем стала автоматизация и роботизация процессов.