Мы работали в эпоху активных поисков и преобразований. И пожалуй, не было таких вопросов, которые не решал бы ЦТЕХ в это время, – от обеспечения техникой до формирования условий для необходимого роста производительности труда.
Наши специалисты принимали самое активное участие в создании новой нормативной базы ОАО «РЖД», в гармонизации внутренних документов компании и требований регулирующих органов.
Всем известны электропоезда «Сапсан» и «Ласточка». При создании «Сапсана» с российской стороны была задействована вся отрасль, железнодорожники всех уровней. Сложилась высококвалифицированная команда, члены которой были тщательно подобраны. Критериями были грамотность, воля, энтузиазм и опыт. В проекте наша команда взяла на себя все вопросы, связанные с эксплуатацией поезда, дорогой и инфраструктурой, широко используя свой опыт работы с поездом ЭР200 (советский скоростной электропоезд. – Ред.). В реализации этого проекта также принимали участие научные сотрудники наших институтов. Десятки лучших экспертов в каждой из областей железнодорожного дела были привлечены к работе над «Сапсаном», оказывали поддержку немецким коллегам. Результатом совместной работы стал запуск в эксплуатацию в декабре 2009 года первого скоростного поезда в России.
Для обеспечения транспортного обслуживания зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи компанией Siemens для ОАО «РЖД» был разработан электропоезд «Ласточка» ЭС1 (Desiro RUS). Специалисты ЦТЕХ принимали активное участие в принятии технических решений при проектировании электропоезда. Он был приспособлен к особым климатическим условиям эксплуатации в России. При активном участии ЦТЕХ была проведена работа по локализации производства всей линейки электропоездов «Ласточка» и импортозамещению их компонентов. Таким образом, всё, что сделано и делается для «Ласточки» и «Сапсана», работает не только на нынешний день, но составляет прочную базу для будущего.
Но самой главной нашей миссией было сохранение потенциала инженерной, научной и конструкторской деятельности в холдинге, без которого невозможно никакое эффективное развитие российских железных дорог. Полагаю, нам удалось это сделать.
19 апреля 2023
Первые ласточки скоростного движения

Александр Назаров, начальник Департамента технической политики ОАО «РЖД» (2008–2018)