logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Поезда везут Победу – от Дальнего Востока до Северного Кавказа

В преддверии Дня Победы «Российские железные дороги» организовали более 20 маршрутов ретропоездов: стилизованные под воинские эшелоны, они создавали атмосферу 1945 года на станциях от Дальнего Востока до Северного Кавказа. Все паровозы (всего было задействовано 29 машин различных серий) украшены по подобию первых «Поездов Победы», прибывавших с фронта на вокзалы 78 лет назад, а члены паровозных бригад были одеты в форму военных лет.

Дальневосточная дорога

В минувшую пятницу вокзал станции Хабаровск-2 на час перенёс жителей города в май 1945-го. Посмотреть на прибытие «Поезда Победы» с исторической выставкой на платформах пришли сотни человек.

Праздник начался в 9.00 концертом, а в 9.40 вдали послышался гудок ретропоезда. Это паровоз серии Ем приветствовал ветеранов Великой Отечественной войны и портреты героев на перроне.

Ветеранов поздравили губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв и начальник Дальневосточной дороги Евгений Вейде. Руководители региона и магистрали вручили локомотивной бригаде памятный маршрутный лист, и «Поезд Победы» отправился дальше.

Ещё один ретропоезд во главе с паровозом серии Л («лебедянка») 4 мая впервые принимал участие в праздничных мероприятиях в Уссурийске, а на следующий день прибыл на вокзал Владивосток.


Забайкальская дорога

Два «Поезда Победы» впервые в этом году проследовали в честь 9 Мая по Забайкальской магистрали. Ретросоставы, которые вели паровозы серии Л, преодолели около 3 тыс. км, сделав остановки на 21 станции ЗабЖД, где прошли митинги и концерты. Над оформлением вагонов, платформ и паровозных тендеров работала команда граффити-художников читинской творческой студии ACSEL ART.

Решение отправить на встречу праздника два поезда принял начальник ЗабЖД Владимир Антонец в ответ на многочисленные просьбы жителей Забайкалья и Приамурья.

Первый «Поезд Победы» отправился в путь со станции Бурея 29 апреля. Его встречали на 10 станциях в Амурской области и пяти – в Забайкальском крае. Во время остановки поезда в Благовещенске на митинг пришли около 3 тыс. жителей и гостей города. Их приветствовали губернатор Амурской области Василий Орлов, Владимир Антонец и врио начальника штаба общевойсковой 35-й армии Восточного военного округа Ренат Аушев.
«Память о подвиге старших поколений – главное, что движет нами по пути созидания», – отметил в выступлении Владимир Антонец.

Финальной точкой праздничного маршрута ретропоезда в День Победы стала станция Чита-2. Встречавшие фотографировались на фоне легендарного паровоза и военной техники. Вместе с начальником ЗабЖД жителей и гостей столицы Забайкальского края поздравили с праздником глава региона Александр Осипов и врио командующего 29-й армией Восточного военного округа Андрей Слободчиков. Артисты коллектива «ВнеВременье» Читинского ДК железнодорожников исполнили песни военных лет в современной аранжировке.

Второй ретропоезд стартовал со станции Петровский Завод 4 мая и проследовал с остановками на шести станциях. На конечную станцию своего маршрута, в Забайкальск, он прибыл 7 мая. Праздничное настроение зрителям создавал выступавший на платформе-сцене ансамбль песни и пляски Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю.


Восточно-Сибирская дорога

Около 300 железнодорожников, студентов ИрГУПСа, лицея № 36 ОАО «РЖД» и Восточно-Сибирской Детской железной дороги организовали 6 мая работу «Поезда Победы» в Иркутске.

Перед отправлением со станции Иркутск-Сортировочный отреставрированного и празднично украшенного паровоза серии Л почётный железнодорожник с 45-летним стажем, бывший работник локомотивного депо Владимир Романенко побывал в кабине машиниста вместе с юными иркутянами.
«Я регулярно прихожу сюда. Сейчас займу место в одном из вагонов, и будем петь военные песни. Настроение сегодня прекрасное», – поделился ветеран труда. Компанию ему составили бывший вагонник Владимир Зонов с супругой Асей Михайловной.

На станции Иркутск-Пассажирский ретропоезд встречали начальник ВСЖД Вадим Владимиров, губернатор Приангарья Игорь Кобзев и мэр Иркутска Руслан Болотов. На перроне прошли митинг и концерт.

Ещё один «Поезд Победы» в этот день воссоздал атмосферу 1945 года в Улан-Удэ.


Свердловская дорога

Сотни людей встречали утром 5 мая на первой платформе станции Екатеринбург-Пассажирский «Эшелон Победы» во главе с паровозом серии ЛВ. Почётными гостями мероприятия стали полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе Владимир Якушев, заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков и мэр Екатеринбурга Алексей Орлов.

На митинге, посвящённом 78-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, начальник СвЖД Иван Колесников напомнил, что первый ретропоезд в честь 9 Мая прошёл по Свердловской магистрали в 2015 году. Акция воссоздаёт атмосферу военных лет, рассказывает о подвиге железнодорожников и врачей в годы войны и позволяет почувствовать, какие эмоции испытывали те, кто в 1945 году встречал поезда с воинами-победителями.

Как уже писал «Гудок», первый в этом году рейс «Эшелон Победы» СвЖД совершил 17 апреля во время празднования 80-летия строительства линии Балезино – Ижевск. С 29 апреля в регионах Прикамья и Урала курсировали два ретропоезда с раритетными паровозами серий ЛВ и Л. Они побывали на станциях в Екатеринбурге, Перми, Кунгуре, Гороблагодатской, Каменск-Уральском, Нижнем Тагиле и Богдановиче.

До 23 мая «Эшелон Победы» посетит ещё несколько станций в Свердловской и Тюменской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Впервые маршрут охватит полсотни станций, то есть ретропоезд увидят рекордное количество людей. «Музей на колёсах» состоит из отреставрированных вагонов, которые эксплуатировались в годы войны и после неё. Это солдатская теплушка, офицерский вагон, аптека-перевязочная, бельевой склад, санпропускник, кухня, хлебопекарня, электростанция. Внутри каждого вагона работает экскурсовод. В этом году впервые в один из эшелонов включён «Вагон памяти» с фотогалереями участников войны – желающие могут передать экскурсоводам фото своих родственников-фронтовиков, чтобы их разместили на стендах экспозиции. На открытых платформах эшелона представлены образцы исторической военной техники: танк Т-34, пушка М-42, реактивная установка «катюша», автомобиль «ГАЗ-67» и другие.


На Южно-Уральской дороге, как и по всей стране, «Поезда Победы» объединили все поколения россиян
Южно-Уральская дорога

Со 2 по 6 мая «Поезда Победы» побывали на станциях Орск, Магнитогорск, Златоуст, Бузулук, Карталы, Курган, Челябинск и Оренбург. Во всех этих городах составы, включавшие себя платформы с военной техникой и теплушки с артистами в форме времён войны, вели паровозы серии Л.

На перронах была организована праздничная программа. В Челябинске и Оренбурге работали выставки военной техники и тематические интерактивные экспозиции с привлечением участников клубов исторической реконструкции. Жителям Златоуста вручали фронтовые письма-треугольники. В Челябинске, Карталах и Магнитогорске в память о героях войны в небо запустили белых голубей. Всего организованные ЮУЖД торжественные мероприятия посетили более 7 тыс. человек.


Куйбышевская дорога

Впервые в современной истории КбшЖД «Паровоз Победы» совершил с 29 апреля по 5 мая большой тур с остановками на семи крупных станциях – Уфа, Бугульма, Набережные Челны, Ульяновск, Рузаевка, Пенза и Самара. За неделю паровоз «лебедянка» преодолел более 2,5 тыс. км, использовав около 40 тонн угля и 80 тонн воды.
«Для железнодорожников День Победы – один из главных праздников, и мы всегда стараемся подготовить к нему какое-то особенное мероприятие, чтобы вспомнить фронтовиков, поздравить ветеранов и подчеркнуть роль железнодорожников в общей победе в Великой Отечественной войне, – отметил начальник КбшЖД Вячеслав Дмитриев. – Идея организовать продолжительный праздничный рейс появилась с учётом успешного опыта дороги в организации ретропоездов для перевозки туристических групп. Новый патриотический проект «Паровоз Победы» – это дань памяти великому подвигу, совершённому нашими дедами и прадедами».

Основной движущей силой ретросостава стал один из двух действующих на Куйбышевской магистрали паровозов серии Л, которые пережили второе рождение в эксплуатационном локомотивном депо Пенза. Перед тем как отправиться в рейс, локомотив прошёл техническое обслуживание, проверяли его и после каждого длинного отрезка пути. Передислоцировали «Паровоз Победы» в основном ночами, чтобы утром он во всей красе въезжал на станции.

Увидеть это яркое зрелище, заглянуть в кабину паровоза, погрузиться в атмосферу победного мая, послушать песни фронтовых лет смогли 33 тыс. человек. В мобильной экспозиции было представлено около 20 единиц военной техники времён Великой Отечественной, оружие, в том числе пулемёты Дегтярёва и «максим». В состав ретропоезда также были включены три вагона «Бессмертного полка» с фотоснимками более 50 фронтовиков, чьи потомки сейчас трудятся на железнодорожных предприятиях.


Приволжская дорога

С 20 апреля по 4 мая ретропоезд «Воинский эшелон» ПривЖД посетил 11 станций Астраханского и Волгоградского регионов магистрали. Всего состав сделает 39 остановок и завершит маршрут на станции Сенная 28 мая.

«Воинский эшелон» по очереди возглавляют два действующих паровоза серии Эр. В его составе семь платформ. Одна из них сценическая, а на шести размещена военная техника из музея-заповедника «Сталинградская битва»: «катюша», бронеавтомобиль, танки Т-26, Т-34, зенитная пушка, гаубицы. В вагоне-теплушке размещена музейная экспозиция с материалами о роли железнодорожников в Великой Отечественной войне. Члены локомотивной бригады и начальник ретропоезда одеты в форменную одежду образца 1943 года.

«На каждой остановке ретропоезд встречают жители близлежащих городов и посёлков. Творческие коллективы дают концерты, звучит музыка военных лет. Выставку посетили 21,6 тыс. человек», – рассказал координатор историко-патриотического проекта «Воинский эшелон», начальник подразделения по сохранению исторического наследия ПривЖД Владимир Бударин.

День Победы «Воинский эшелон» встретил на станции Волгоград-1, что символично в год 80-летия окончания Сталинградской битвы.


Северо-Кавказская дорога

Около 2 тыс. км проехал ретропоезд «Победа» по регионам Юга России нынешней весной. Праздничную концертную программу и передвижную выставку ретротехники увидели около 25 тыс. человек.

В этом году праздничный тур поезда по СКЖД был посвящён 80-летию битвы за Кавказ. Состав впервые отправился с североосетинской станции Эльхотово, где находятся знаменитые Эльхотовские ворота: в 1942 году через них так и не смогли пробиться немцы.

На стоянке ретропоезда «Победа» в Тимашевске артисты радовали гостей праздника песнями и танцами
Маршрут пролегал через ключевые станции магистрали, которые в жестоких боях освобождали солдаты Красной армии во время битвы за Кавказ в 1943 году. Поезд «Победа» сделал 12 остановок, в том числе в Моздоке, Минеральных Водах, Невинномысске, Армавире, Краснодаре, Новороссийске и Тимашевске, после чего вернулся в Ростов-на-Дону на музейную площадку СКЖД на станции Гниловская. На каждой остановке проходили театрализованные представления с участием артистов ДК железнодорожников Ростова-на-Дону и Ростовского ГУПСа, работала передвижная выставка ретротехники. Гости праздника могли подняться в будку машиниста, побывать в теплушке, осмотреть грузовик-«полуторку» и другую технику на платформах. Впервые в составе ретропоезда курсировал вагон-душ военных лет, реставрацию которого закончили в этом году.
«Ретропоезд «Победа» ежегодно курсирует по полигону СКЖД в преддверии Дня Победы с 2010 года. Он сформирован из исторического подвижного состава: эти вагоны и паровозы участвовали в боях, были задействованы во фронтовых и тыловых перевозках. Все они отреставрированы с исторической точностью, конструкции, внутренняя обстановка воссозданы по чертежам, документам и фотографиям, – рассказал начальник подразделения по сохранению исторического наследия СКЖД Владимир Бураков. – В этом году ретропоезд ведёт паровоз серии ФД, который был построен в конце 1930-х. В сцепке с ним – паровоз серии Эр, работавший на прифронтовой территории во время Сталинградской битвы».


Горьковская дорога

«Поезд Победы» проследовал по ГЖД 5 мая из Балахны в Нижний Новгород. На станции отправления звучали стихи, песни, праздничные речи. Собравшиеся на праздник с интересом разглядывали ретропоезд во главе с паровозом серии Л с экспозицией военной техники, вагоном-теплушкой, полевой кухней и вагоном-музеем. По дороге в Нижний Новгород «Поезд Победы» сделал остановку на станции Костариха.

Прибытие ретроэшелона в Нижний Новгород под протяжный и оглушительный паровозный гудок стало ярким моментом в программе торжества. На площади перед Дворцом культуры железнодорожников играл духовой оркестр. «Поезд Победы» встречали руководители, ветераны и работники Горьковской магистрали. Здесь же состоялся праздничный митинг.

Нижегородцы могли посетить «Поезд Победы» до 9 мая включительно. Он стоял на путях рядом с площадкой перед памятником «Бронепоезд Козьма Минин».

Напомним, что первый в этом году «Поезд Победы» прошёл по Горьковской магистрали 17 апреля по маршруту от Нижнего Новгорода до Ижевска и обратно – он стал главным участником празднования 80-летия со дня открытия движения поездов в годы войны по Ижевской рокаде («Гудок» писал об этом в номере от 19.04.2023).


Северная дорога

В Ярославль «Поезд Победы» прибыл 6 мая в 10.45. Исторический состав тянул паровоз серии П36 по прозвищу «генерал». В его вагонах можно было посмотреть 3D-фильм о знаковых событиях войны, послушать стихи, разучить песни, сделать своими руками значки с георгиевской лентой.

У центрального входа вокзала Ярославль-Главный – галерея «Бессмертный полк»: фотографии железнодорожников с портретами участников Великой Отечественной войны в руках. Среди почётных гостей мероприятия – труженики тыла, дети войны, ветераны СЖД.

О начале праздничной программы возвестил станционный «Колокол памяти», который появился на здании вокзала три года назад, в 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

На перроне расположилась военная техника, играл духовой оркестр, члены поискового отряда демонстрировали находки, привезённые из экспедиций по местам боёв Великой Отечественной войны, представители радиоклуба знакомили с работой приборов связи военных лет. Все желающие могли под руководством корпоративных волонтёров СЖД научиться плести маскировочные сети, которые будут отправлены в зону СВО.


Октябрьская дорога

Театрализованное действие «Паровозный гудок. Симфония Победы» ждало жителей и гостей Северной столицы 5 мая на Финляндском вокзале. Постановка рассказала о возвращении в город советских солдат.

К перрону Финляндского вокзала прибыл ретропоезд: паровоз серии Эу 1929 года выпуска, вагоны-теплушки начала ХХ века и классные (пассажирские) вагоны 1930-х годов, которые во время войны использовались для воинских перевозок. Также зрителям был представлен паровоз серии СО, построенный в 1941 году.

Начальник ОЖД Виктор Голомолзин рассказал о вкладе работников дороги в Победу. «Важно, что сегодня среди нас много молодёжи. Ребята всегда участвуют в возложении цветов на Пискарёвском мемориальном кладбище, навещают ветеранов, помогают людям старшего поколения», – отметил он.


Московская дорога

В преддверии Дня Победы по местам боевой славы в Тульской области проследовали «Поезда Памяти». Их пассажирами стали учащиеся учебных заведений, железнодорожники, жители Тульской и Калужской областей. Патриотическую акцию «Поезда Памяти» провели работники Тульского региона МЖД.
«Эти поезда не значатся в расписании, но их приходят встречать сотни жителей тех мест, где шли тяжёлые бои вблизи железных дорог, – поделился заместитель начальника МЖД по территориальному управлению Александр Потапенко. – В период войны стальные магистрали были главными мишенями врага. Почти на каждой станции или перегоне есть братские могилы или одиночные захоронения, за которыми бережно следят железнодорожники. Во время остановок «Поезд Памяти» встречают потомки победителей и ветераны. И конечно, большой радостью для жителей становится старинный паровоз во главе памятного состава».

Утром «Поезда Памяти» отправились из Мордвеса, Белёва, Черни и Ефремова. На этих станциях, а также во время остановок пассажиры возложили цветы к мемориалам и воинским захоронениям.

Конечной точкой маршрута «Поездов Памяти» стал Московский вокзал города-героя Тулы. Работники Музея военной истории провели для участников акции экскурсию по экспозиции мемориального комплекса «Бронепоезд № 13 Тульский рабочий».

Тимур Балашов (Иркутск),
Евгения Гусева (Екатеринбург),
Сергей Донцов (Чита),
Любовь Каретникова (Саратов),
Вера Кузнецова (Ярославль),
Евгения Лебедева (Ростов-на-Дону),
Дарья Небора (Хабаровск),
Александр Северов (Самара),
Олег Таран (Новосибирск),
Мария Трошина (Санкт-Петербург),
Ольга Шаронова (Нижний Новгород)