Пассажирский электровоз двойного питания ЭП20 разрабатывался ЗАО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) с 2005 года в соответствии с соглашением № 643, заключённым с ОАО «РЖД» 22 августа 2005 года. В 2008 году Трансмашхолдингом было принято решение о выборе компании «Альстом» в качестве стратегического партнёра для производства в России электровозов нового поколения.
Основной целью создания инновационного электровоза двойного питания с конструкционной скоростью 160–200 км/ч являлась смена чехословацких электровозов, у которых вышел ресурс службы. Также стояла задача увеличения маршрутной скорости пассажирских поездов путём исключения или сокращения времени стоянок на станциях при смене вида тока и получения возможности водить двухэтажные и просто более длинные составы, в том числе и для олимпийских перевозок. Учитывалось, что электровоз ЭП20 позволит сократить эксплуатационные расходы и снизить потребный парк локомотивов за счёт увеличенных межремонтных пробегов, уменьшения затрат на ТО и ремонт, снижения удельного расхода электроэнергии и увеличения пробега в сравнении с пассажирскими электровозами других серий. Торжественная церемония передачи электровоза ЭП20 заказчику – ОАО «РЖД» – состоялась 30 ноября 2012 года с участием председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева. А уже 14 декабря электровозом проведён скоростной поезд «Невский экспресс» сообщением Москва – Санкт-Петербург.
Огромный вклад в создание нового локомотива внесли такие руководители, как Сергей Подуст, Михаил Скуратко, Владимир Шнейдмюллер, Юрий Орлов, Давид Киржнер.
Внедрение этой серии машин позволило открыть новый вид движения – дневные экспрессы. Так, благодаря ЭП20 маршрут Москва – Брянск занимает всего 4 часа. Также электровоз эксплуатируется и в международном сообщении, курсируя с поездом «Янтарь» (№ 29/30) Москва – Калининград, проходя по Белорусской железной дороге.
Следует отметить, что большинство технических решений, заложенных в конструкции локомотива, были реализованы впервые в отечественном машиностроении, часть которых была использована и в электровозах других серий.
Это и тяговый электропривод, включающий асинхронный тяговый двигатель с индивидуальными инверторными агрегатами, обеспечивающими поосное регулирование силы тяги, и преобразователь собственных нужд, обеспечивающий плавный пуск вентиляторов охлаждения и тормозных компрессоров.
Опыт, полученный конструкторами, технологами и всеми, кто участвовал в проектировании и постройке электровоза на Новочеркасском электровозостроительном заводе, использован при создании локомотивов нового поколения, таких как магистральный грузовой электровоз 2ЭС5С, который полностью спроектирован ООО «ТМХ-Инжиниринг».
17 июля 2023
Появились новые возможности

Валентин Гапанович, президент ассоциации «ОПЖТ», в 2012 году – старший вице-президент ОАО «РЖД»