В торжественной обстановке генеральный директор компании «ТМХ Энергетические решения» Андрей Васильев и заместитель начальника Дирекции тяги по эксплуатации Виталий Димитрюха подписали акт приёма-передачи локомотива. Генеральный директор Коломенского завода Вадим Яковлев вручил символический ключ от машины начальнику эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский Константину Аккуратному.
ПРИМЕР ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
ЭП2К – первый российский магистральный электровоз постоянного тока с конструкционной скоростью 160 км/ч, предназначенный для вождения пассажирских поездов. Опытный образец построен в 2005 году, серийное производство началось в 2008-м.
Разработка и выпуск локомотивов этой серии – успешный пример импортозамещения, причём в период, когда сотрудничество с западными партнёрами многим казалось безальтернативным. Локомотив заменил на сети РЖД выработавшие свой ресурс чехословацкие электровозы Ч2С, ЧС2Т, ЧС6, ЧС7 и ЧС200. Появление ЭП2К стало демонстрацией высокого конструкторского и производственного потенциала ТМХ, способности холдинга обеспечить железнодорожный транспорт необходимым отечественным тяговым подвижным составом.
Кузов электровоза имеет две кабины машиниста, оборудованные оригинальным, запатентованным эргономичным пультом управления с цветным графическим дисплеем и информационными панелями системы комплексного локомотивного устройства безопасности КЛУБ-У. Лобовые и боковые высокопрочные стёкла и зеркала заднего вида оснащены системами электрообогрева. В кабине есть кондиционер и экологически чистый санузел.
Микропроцессорная система управления обеспечивает автоматический набор и поддержание скорости движения в режиме тяги, реализацию реостатного торможения с поддержанием заданной скорости, диагностику оборудования, автоведение поезда.
Для снижения износа колёс и боковой поверхности рельса на электровозе установлены гребнесмазыватели, конструкция которых защищена патентом. Повышению надёжности работы тормозного оборудования способствует запатентованная заводом система осушки воздуха.
Также применена система энергоснабжения, создающая комфорт для пассажиров, улучшающая условия труда проводников.
Применение этих и целого ряда других технических и технологических решений даёт снижение эксплуатационных расходов, затрат на обслуживание и ремонт, ведёт к повышению безопасности движения и улучшению условий труда локомотивных бригад.
КОМФОРТ НА ДОЛЖНОМ УРОВНЕ
Машина используется для вождения скорых и пассажирских поездов средней длины. Электровозы серии ЭП2К несут службу на Западно-Сибирской, Октябрьской, Московской и Куйбышевской дорогах. Они обслуживают такие фирменные пассажирские поезда, как «Красная стрела», «Две столицы», «Мегаполис», «Гранд экспресс», включая и составы из двухэтажных вагонов. По данным Дирекции тяги, суммарный эксплуатационный пробег всех локомотивов серии составляет более 780 млн км, что более чем в пять раз превышает расстояние от Земли до Солнца.
«Доля ЭП2К в эксплуатируемом парке пассажирских электровозов составляет 30%. Стоит отметить, что машины данной серии отвечают всем требованиям уровня комфорта как в работе локомотивной бригады, так и в перевозке пассажиров», – отметил Виталий Димитрюха.
За годы эксплуатации ЭП2К завоевал репутацию одного из лучших и наиболее надёжных локомотивов на сети железных дорог России.
«Электровоз ЭП2К начал обслуживать с 2014 года как помощник машиниста, с 2015-го уже как машинист и по сей день работаю с ним, будучи заместителем начальника депо по эксплуатации. Плюсов у машины много: простота в управлении, наличие реостатного тормоза, тяговые характеристики, большие межремонтные пробеги по сравнению со старыми электровозами чехословацкой сборки, скорость до 160 км/ч, удобство сервисного обслуживания. Также можно отметить малое количество отказов по причине выхода из строя узлов экипажной части и силовых агрегатов, удобную систему оповещения машиниста о неисправности и возможность их устранения в части рекомендаций на мониторе, возможность самодиагностики для проверки электровоза при приёмке в депо. Стоит выделить наличие санузла в отдельной кабинке с закрывающейся дверью и имеющийся на борту умывальник, а также светодиодные буферные огни, которые улучшают видимость в ночное и дневное время суток», – поделился с «Гудком» заместитель начальника депо Москва-Рязанская по эксплуатации Никита Дмитриев.
НОВЫЙ ДИЗАЙН
ЭП2К-500 получил новый экстерьер. Изменилась маска кабины, появилась юбилейная ливрея. Дизайн обновлённого электровоза соответствует принятой в ТМХ концепции «ДНК бренда», благодаря чему имеет набор узнаваемых графических признаков, характерных для всего подвижного состава компании. Контуры кабины теперь очерчены более чётко, бывшие раньше округлыми буферные фонари обрели линейные формы, получили наклон к центру кабины. Благодаря изменениям локомотив на 19-м году жизни обрёл стремительный вид современных изделий ТМХ.
Дизайн юбилейной ливреи, включающей в себя флаг России, логотипы РЖД, ТМХ и Коломенского завода, надпись «нас 500!», предложен ОАО «РЖД». Он выполнен на основе работы победителя творческого конкурса среди любителей железнодорожного транспорта на лучшую раскраску 500-го ЭП2К.
Важно отметить, что торжественная передача электровоза была приурочена к 155-летию начала производства локомотивов на Коломенском заводе. Первый грузовой паровоз вышел из его стен в 1869 году. С тех пор предприятие выпустило более 14 тыс. единиц тягового подвижного состава.
Игнат Вьюгин
30 сентября 2024
ПЯТЬ РАЗ ОТ ЗЕМЛИ ДО СОЛНЦА

СОБЫТИЕ | В МИНУВШУЮ СУББОТУ ОАО «РЖД» ПРИНЯЛО ОТ КОЛОМЕНСКОГО ЗАВОДА (ВХОДИТ В ТМХ) 500-Й ЭЛЕКТРОВОЗ ЭП2К.