Производственный участок Южный Урал Южно-Уральской дирекции по ремонту тягового подвижного состава, базирующийся в эксплуатационном локомотивном депо Челябинск, – предприятие с более чем полуторавековой историей. Здесь в мастерских на протяжении многих лет дают новую жизнь локомотивам и ремонтируют электрооборудование.
В высоковольтной зоне электровоза нужно соблюдать особую осторожность
Электронные блоки снимают, проверяют визуально, а затем тестируют приборами
Кладовщик Ольга Аверенкова выдаёт электронные блоки для установки в электровозы
Ежедневно в депо Челябинск на ремонт прибывают электровозы и тепловозы, которые работают на ЮУЖД.
День на Южном Урале начинается с планёрки, которую проводит мастер участка производства Дмитрий Шумаков. Дмитрий трудится здесь уже 10 лет, за это время вырос из рядового электромеханика до руководителя.
После планёрки бригады приступают к выполнению производственных заданий.
Нам с электромехаником по средствам автоматики и приборам технологического оборудования Денисом Майлуновым предстоит выполнить обслуживание электровоза 2ЭС6 «Синара» в объёме ТР-30. Это значит, что нужно провести ревизию, ремонт и замену отдельных деталей, узлов и агрегатов, затем тестирование устройств безопасности и радиосвязи, а также систем автоматического управления торможением.
Денис – электромеханик самого высокого разряда – шестого. На ЮУЖД трудится семь лет после окончания профессионального колледжа.
– В детстве мне нравилось возиться с электрическими игрушками. Всегда что-то ремонтировал друзьям, у меня это хорошо получалось. Так что в выборе профессии нисколько не сомневался, – говорит мой напарник.
Отправляемся на склад получить специальные блоки, чтобы затем поменять на электровозе электропневматический клапан ЭПК-153. На больших стеллажах десятки различных узлов и агрегатов. Кладовщик Ольга Аверенкова указывает на самую верхнюю полку:
– Чтобы до неё добраться, приходится ставить стремянку. Достаю четыре блока. Оформив получение материальных ценностей, подхватываем их: по одному потяжелее – на плечо, а те, что полегче, несём в руках.
– Как нести все четыре блока, если работает один электромеханик? – спрашиваю я.
– В два захода, – отвечает Денис. – Время на все операции ограничено, поэтому надо действовать шустрее, и всё получится.
В кабине электровоза светло. Вокруг нас гудки, свистки, металлический стук: по соседству трудятся другие бригады. Денис отключает электроснабжение машины и приступает к работе.
– В электровозах чисто, а в тепловозах побольше черновой работы, – между делом рассказывает он. – Каждый электровоз рассчитан на межремонтный пробег примерно 60 суток плюс-минус несколько дней.
Денис берёт инструмент и быстро отсоединяет малый блок. Даёт ключ и мне, показывает, какие гайки нужно открутить на большом блоке. Готово. Теперь, объясняет электромеханик, он установит те блоки, которые мы принесли со склада.
– А снятые устройства отдадим на проверку. Вот такой круговорот получается, – комментирует он. – После подключения пойдём во вторую кабину и повторим операции там.
Пока Денис прикручивал устройства, в кабине электровоза появился ещё один электромеханик Анатолий Егорочкин. Это опытный специалист – за плечами 27 лет стажа. Специализация у него иная – устройства радиосвязи.
– Сейчас пройдёмся по конфигурациям, по настройкам, а затем свяжемся с дежурным, – поясняет он свои действия и включает проверку.
– Радиоконтрольная 584, секция «А» на ремонте.
– Приняла, – звучит в ответ.
Для проверки второго канала связи Анатолий Егорочкин протягивает телефонную трубку мне, предлагая нажать на кнопку и протестировать.
– Радиоконтрольная 584, секция «А», – повторяю его слова.
В ответ – тишина в эфире.
Электромеханик заключает:
– Похоже, не узнала голос, а фамилию вы не назвали, повторите ещё разок.
Повторил, назвался – и вот в эфире звучит подтверждение.
– Может, – спрашиваю Анатолия, – нужно сказать «спасибо»?
– Нет, в рабочем эфире так не принято, – улыбается он.
Покинув кабину, идём в высоковольтную зону электровоза. За сеточным ограждением – напряжение 3000 вольт, которым питается мощная машина. Смотрим, нет ли каких-либо повреждений. Всё в порядке. Проходим чуть дальше, открываем следующий электронный блок и убеждаемся, что и здесь всё хорошо.
– Ещё один электромеханик проверяет локомотивные устройства безопасности – КЛУБ, БЛОК, САУТ, АЛСН и другие, – рассказывает Анатолий Егорочкин.
Этот электромеханик – хрупкая девушка Ольга Шевченко. Кстати, на участке Южный Урал она не единственная представительница этой непростой профессии. Мастер участка производства отзывается об Ольге как о передовике производства.
– Когда девять лет назад я пришла сюда после техникума, сильно впечатлило, какая здесь дружная команда профессионалов, – делится Ольга Шевченко. При мне она завершает проверку электровоза 2ЭС6 в объёме ТР-30 и не выявляет каких-либо замечаний после замены узлов и агрегатов.
– Неисправности случаются, но нечасто. И хорошо, что мы их находим, ведь это напрямую сказывается на скорости и безопасности доставки пассажиров и грузов, – замечает железнодорожница.
Как рассказал Дмитрий Шумаков, всего в его смене трудятся около 40 человек.
– Каждый по-своему уникален, – говорит мастер участка производства. – Могу сказать точно: я уверен во всех коллегах. Но кроме работы наш коллектив умеет и хорошо отдыхать. Каждый занимается каким-либо видом спорта, у нас есть команды по велоспорту, волейболу, теннису. Здоровый образ жизни укрепляет командный дух коллектива.
Сергей Зыболов
Челябинск
Фото Анатолия Шулепова
03 апреля 2023
Рабочая фаза
Корреспондент «Гудка» принял участие в обслуживании электровоза