В России технология автоматизации маневровых локомотивов работает в тестовом режиме на станции Лужская с 2014 года, а в Западной Европе, согласно данным выпущенного к салону «PRO//Движение.Экспо-2023» альманаха «Тренды рынка подвижного состава», составленного ИА ROLLINGSTOCK, апробация маневровых локомотивов с техническим зрением активно ведётся лишь последние два года. В прошлом году в Финляндии машинное зрение от технологической госкомпании VTT получил тепловоз Otso 4, выпущенный в 1975 году. В Нидерландах на маневровом локомотиве опробовали систему технического зрения от израильской Elta Systems. При этом тест-драйв показал, что её сенсоры определяют препятствия с 500 м, а не с 1 км, как заявлялось до этого.
Позже РЖД приступили к автоматизации пассажирских перевозок в Германии. В июне этого года завершился проект Sensors4Rail, который воплощался Deutsche Bahn (DB) с 2019 года. На четырёх поездах городской сети Гамбурга, автоматизированных до уровня GoA2, тестировали систему обнаружения препятствий. В ней были использованы автомобильные и промышленные датчики Bosch и Ibeo. За определение местоположения поезда и системную интеграцию отвечала Siemens Mobility. Создан дата-центр, где обрабатывается вся собранная информация. На её основе сейчас формируют каталог сценариев для серийных систем.
Следующий шаг к «беспилоту» на немецких магистралях был сделан в июле 2023 года. Объявлено, что перспективный поезд Mireo Smart от Siemens и один из поездов городской сети Штутгарта будут оснащены системой автоведения уровня GoA4. Автоматическую подачу и вывод составов с линии будут испытывать в течение трёх лет, результаты DB обещает представить на выставке Innotrans-2026.
Siemens продолжает совершенствовать собственную систему предупреждения столкновений Mainline Assistant – заявляется, что она также поддерживает высокие уровни автоматизации и адаптируется к разным типам поездов, сканируя пространство перед составом на 600 м.
Национальный перевозчик Франции SNCF два года назад анонсировал запуск прототипов полностью автономных поездов – грузового и пассажирского. Начавшиеся с уровня GoA2 испытания с участием Alstom и Thales идут с 2021 года. Альманах также сообщает, что Дания объявила о планах к 2037 году сделать полностью беспилотной пассажирскую железнодорожную линию Копенгагена длиной 170 км. Датский перевозчик DSB инициировал закупку 226 поездов максимального, 4-го уровня автоматизации с эксплуатационной скоростью не менее 120 км/ч. Они должны заместить поезда Alstom, которые сейчас работают в режиме GoA2. Выбрать поставщика датчане намерены весной 2025 года, приступить к испытаниям машины – в 2028-м.
Стоит отметить, что к этому времени на МЦК уже должны будут промышленно эксплуатироваться отечественные беспилотные «Ласточки» УА4.
Игнат Вьюгин
06 сентября 2023
Россия в тренде
Опыт автоматизации управления подвижным составом за рубежом говорит о том, что РЖД находятся в числе лидеров, опережая иностранных коллег по целому ряду направлений.