При реализации автоматизированных систем на тяговом подвижном составе важно предусмотреть даже самые маловероятные внештатные ситуации.
Решение задач по повышению пропускной способности железных дорог, особенно на Восточном полигоне, невозможно без применения новых технологий интервального регулирования поездов. Например, виртуальной сцепки – соединения локомотивов последовательно следующих составов по радиоканалу. Технология позволяет сократить межпоездной интервал до шести минут.
АО «ВНИИЖТ» и АО «НИИАС» разработали технические требования и решения для технологии интервального регулирования. Кроме того, совместно с ООО НПО «САУТ» и Свердловской железной дорогой наш институт провёл испытания технологии «Виртуальная сцепка» для серийных локомотивов производства ООО «Уральские локомотивы». В том числе для электровоза «Малахит».
Важным вопросом при проработке и реализации таких решений, как виртуальная сцепка, является область внештатных ситуаций. Если раньше их мог парировать машинист, то теперь этот функционал должна брать на себя система. И тут нужно предусмотреть их изначально, заложить при проектировании подвижного состава.
Сейчас требования к безопасности предъявляются производителям уже при согласовании технического задания на новые локомотивы. Например, предусмотрена даже такая маловероятная ситуация, когда пропадает связь по основному и резервному каналам. В случае её возникновения во втором локомотиве сработает тормозное оборудование, которое позволит безопасно остановить поезд.
29 июня 2023
Система отражает угрозы
Максим Худорожко, заведующий лабораторией «Электровозы» АО «ВНИИЖТ»