logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Стимул к поиску новых решений

Опыт | Один из лидеров в деятельности по бережливому производству на полигоне Горьковской магистрали – Дирекция тяги. О том, что сделано в этом году и какие проекты предстоит реализовать, наша беседа.

– Александр Александрович, поделитесь планами на 2025-й. Что из задуманного уже реализовано?
– Мы ставили задачу реализовать 19 проектов с годовым экономическим эффектом не менее 42,773 млн руб. В структурных подразделениях дирекции, как правило, наибольший эффект при изменении технологии работы достигается за счёт оптимизации расхода топливно-энергетических ресурсов. К примеру, в эксплуатационном локомотивном депо Лянгасово увеличили вес поездов на участке Лянгасово – Мураши – Сольвычегодск с 3200 до 3300 тонн. Только это сократит расход дизельного топлива на 126 тонн для выполнения того же объёма тонно-километровой работы, что и в 2024 году. Проект позволит сэкономить более 7 млн руб.

– Какие проекты предложены к тиражированию?

– Лучшие практики стремимся распространять на все эксплуатационные локомотивные депо. Анализ показал, что в ряде случаев хороший экономический эффект даёт перенос места опробования тормозов. Для выполнения такой операции важно правильно подобрать участок с благоприятным для дальнейшего ведения поезда профилем пути. Такие проекты в нашей практике были: в 2022 году перенесено место опробования тормозов на участке Зюрзя – Агрыз. При этом изменён режим ведения поезда, снижено время следования в режиме тяги, уменьшилась токовая нагрузка и, как следствие, сократился расход электроэнергии. Эффект составил 2,681 млн руб. в год. Такой же проект реализован на других участках.

В 2025 году, как и в 2024-м, эта работа продолжена. Мы анализировали и разрабатывали предложения по перенесению мест опробования тормозов. Такие изменения произведены более чем на десяти участках. Только за 2024 год эффект от проведённой работы составил 20,3 млн руб.

– Расскажите о наиболее эффективных мультифункциональных проектах, запланированных к реализации в 2025-м.

– Один из реализованных, который сейчас находится на стадии подтверждения объёмов, – «Увеличение веса грузового поезда на участке Нижний Новгород-Сортировочный – Владимир до 8000 тонн». В среднем в сутки формируется два таких поезда. При этом удалось сохранить и составы весом от 6000 до 7000 тонн. Реализация проекта позволяет высвободить один грузовой электровоз и сократить расходы энергоресурсов на выполняемый объём работы. Расчётный эффект при сохранении текущих объёмов перевозок составит 11,8 млн руб. в год.

– В каких подразделениях планируется запустить процесс непрерывных улучшений?

– В Горьковской дирекции тяги в этом задействованы два подразделения. Первое – это эксплуатационное локомотивное депо Муром как, собственно, пилотное подразделение. Второе – эксплуатационное локомотивное депо Горький-Сортировочный, которое участвует в этой работе в рамках пилотного железнодорожного узла Нижний Новгород-Сортировочный.

– Как вы вовлекаете людей в создание проектов бережливого производства?

– Все руководители депо прошли подготовку очно, а большинство инженерно-технических работников – дистанционно. В подразделениях, в том числе пилотных, формируется система внутреннего обучения принципам, подходам, использованию инструментов бережливого производства.

На совещаниях транслируем информацию о системах дополнительной мотивации, в том числе материальной. По результатам прошлого года общая сумма такой премии работникам депо Горьковской дирекции тяги превысила 8 млн руб. Это существенный показатель. Когда видишь, что твоё предложение воплотилось в жизнь, это зачастую даёт ещё больший стимул к поиску новых решений по сокращению потерь в производственных процессах.

Беседовала Марина Галкина, корреспондент газеты «Волжская магистраль», Нижний Новгород